Москва играет ключами от Бушерской АЭС

Читать в полной версии →
Сергей Лавров дал понять, что проект строительства АЭС в Бушере, в котором участвуют российские специалисты, будет реализован лишь при условии соблюдения режима нераспространения ядерного оружия


ФОТО: Кis.ru



Попав в двусмысленное, чтобы не сказать дурацкое, положение из-за последних шагов иранского руководства, российское внешнеполитическое ведомство, похоже, не знает на что решиться - жертвовать ради Ирана своими отношениями с Западом совсем не с руки, а рвать контракты с южным соседом все-таки не хочется. Москва выжидает, предпочитая пока играть в детскую игру "да" и "нет" не говорите". С весьма осторожным заявлением выступил сегодня глава российского МИД Сергей Лавров. По его словам, введение санкций против Тегерана - не лучший вариант выхода из сложившейся ситуации. "Вопрос о санкциях против Ирана ставит телегу впереди лошади", - сказал Лавров, заметив попутно, что международное сообщество помнит, к чему привело введение санкций против Ирака. "Мы до сих пор преодолеваем последствия их введения", - подчеркнул министр иностранных дел России.

По мнению Лаврова, главное сейчас - это обеспечение нерушимости режима нераспространения. По словам министра, необходимо, прежде всего, сделать все возможное, чтобы инспекторы МАГАТЭ смогли получить максимум информации, которая бы позволила ответить на вопросы, имеющиеся в отношении ядерной программы Ирана. Он также отметил, что Иран, со своей стороны, должен сделать гораздо больше, чтобы помочь международному сообществу снять имеющиеся подозрения о том, что Тегеран ведет разработки в сфере ядерного оружия.

Между тем Евросоюз и Соединенные Штаты пытаются заручиться поддержкой России и Китая в вопросе об иранском атоме. Накануне этот вопрос обсуждался на лондонской встрече, в которой участвовали представители постоянных членов Советабеза ООН и Германии. После переговоров представители "евротройки" - Германии, Франции и Великобритании, от имени ЕС ведших диалог с Тегераном, - заявили, что они обратятся к МАГАТЭ с просьбой провести заседание по иранской ядерной программе 2-3 февраля. Однако, по словам замминистра иностранных дел Германии Гернота Эрлера, участники встречи разошлись в оценке задач планируемого заседания МАГАТЭ и возможной резолюции по этому вопросу.

Россия будет готова к такому заседанию, заявил сегодня Сергей Лавров. "У нас есть соображения о том, что такое заседание могло бы сделать, чего оно могло бы достичь", - сказал Лавров. По словам министра, на встрече в Лондоне все участвовавшие в ней страны "выразили озабоченность" по поводу решения Тегерана возобновить работы по обогащению урана. При этом Лавров фактически повторил слова Владимира Путина, подчеркнувшего накануне, что в отношении иранской ядерной проблемы необходимо избегать резких движений, чтобы не обострить ситуацию.

Лавров также дал понять, что проект строительства АЭС в Бушере, в котором участвуют российские специалисты, будет реализован лишь при условии, что режим нераспространения ядерного оружия будет полностью соблюдаться.

Между тем компания "Атомстройэкспорт", осуществляющая строительство Бушерской АЭС, распространила накануне заявление, из которого следует, что сроки строительства и пуско-наладочных работ могут быть изменены. Пресс-служба компании сообщает, что в Иран "в соответствии с ранее утвержденным планом переговоров" направлена делегация. "В программе обсуждения, в том числе, и вопросы, связанные с графиком сооружения АЭС "Бушер", - говорится опубликованном в пресс-релизе. При этом в документе подчеркивается, что "предложения российской стороны по изменению сроков проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ атомной станции обусловлены исключительно технологическими регламентами".

Однако, как считает директор российского Центра политических исследований Владимир Орлов, между зигзагами дипломатических переговоров и действиями "Атомстройэкспорта" не может не быть связи. "Ключи от Бушерской АЭС находятся в России, - подчеркнул эксперт в интервью радиостанции ВВС . - Это знают и в России, и в Иране, это знают ЕС и США". "Пока мы слышали из Тегерана последовательные обещания вести себя кооперативно в части нераспространения ядерного оружия, Россия не видела никаких преград для строительства Бушерской станции. Ничего случайного в отношениях с Ираном не бывает, и наши практические организации конечно сверяют свои часы со внешнеполитическим ведомством", - считает он.

Александр БУСЫГИН |
Выбор читателей