|
Итак, абсолютно демократическим путем к власти в одном из самых взрывоопасных регионов мира пришла террористическая организация, что может полностью прекратить или существенно замедлить процесс мирного урегулирования конфликта, не прекращающегося уже более полувека. Случившееся заставляет усомниться в универсальности применения демократических принципов в сообществах, которые не готовы к демократии, во всяком случае, не озаботились тем, чтобы создать институты, которые могли бы воспрепятствовать приходу террористов во власть. Победа ХАМАС почти наверняка приведет к увеличению популярности других радикальных исламских группировок. Лидер Палестинского фронта народной борьбы Халед Абдель Маджид отметил, что "победа блока ХАМАС означает политический выбор палестинского народа в пользу продолжения сопротивления оккупации". Абдель Маджид добавил, что палестинцы отвергают курс, выработанный на основе договоренностей Осло (т.е. "дорожную карту"); их целью является создание независимого государства со столицей в Иерусалиме и возвращение беженцев на территории, с которых они были вытеснены в результате войны 1967 года. Разумеется, эти условия, больше напоминающие ультиматум, совершенно неприемлемы для израильтян.
ХАМАС также не собирается осуществлять шаги, направленные на достижение компромисса. По сообщению агентства "Росбалт", один из руководителей движения заявил информационной службе Ha'aretz, что "вопросы признания Израиля и переговоры с еврейским государством даже не обсуждаются". Ему вторит лидер ХАМАС Махмуд аз-Захар, который в интервью агентству АР отметил: "Мирного процесса как такового нет, и смысла начинать диалог мы не видим". С другой стороны, ХАМАС заинтересован в признании западных держав, без финансовой помощи которых у палестинского государства нет серьезных перспектив. Поэтому представитель движения Сами Абу Зухри выступил с заявлением о том, что ХАМАС намерен изменить свой имидж в глазах Запада – "когда в странах Запада нас узнают лучше, то, конечно, изменится и их политика по отношению к нам". Абу Зухри добавил, что врагом ХАМАС является Израиль, тогда как западные государства и ХАМАС одинаково заинтересованы в налаживании контактов. Как выяснилось, эти слова не так уж далеки от истины. Во всяком случае, еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила в Брюсселе, что Еврокомиссия будет сотрудничать с палестинским правительством вне зависимости от его состава "с того момента, как оно заявит о мирной направленности своих целей". Одновременно стало известно, что главы МИД стран-членов ЕС обсудят перспективы отношений с ХАМАС на встрече в последних числах января.
Эти заявления выглядят, мягко говоря, двусмысленно, если учесть, что ХАМАС во многих странах мира признан террористической организацией. Кондолиза Райс уже заявила, что позиция США в отношении движения остается неизменной и что "развитие мирного процесса на Ближнем Востоке будет невозможным, если ХАМАС не признает право Израиля на существование", поскольку "невозможно одновременно заниматься политикой и терроризмом". А представитель Госдепартамента напомнил, что, в соответствии с американскими законами, любому лицу или организации в США запрещено предоставлять включенной в этот список организации любую материальную поддержку или ресурсы. Свою озабоченность победой ХАМАС на выборах высказали премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и глава МИД Великобритании Джек Стро.
Российские комментаторы, интерпретируя сложившуюся ситуацию, не демонстрируют единства мнений. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский полагает, что политическая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, является "катастрофичной"; с ним согласен Директор Центра политических технологий Игорь Бунин, которые предрекает новую волну интифад в регионе. Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов считает, что "все прежние договоренности теперь не имеют значения" и мирный процесс должен начинаться заново. А председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сказал, что палестино-израильский диалог продолжится, о чем уже говорили представители как той, так и другой стороны. Непонятно, откуда у него такая уверенность, так как другие источники о готовности сторон к переговорам не сообщают. О позиции ХАМАСа говорилось выше, а израильский кабинет министров выступил с заявлением, что "не будет вести переговоры ни с одним палестинским правительством, если в нем будут любые члены вооруженной террористической организации, которая призывает к уничтожению Израиля".
Таким образом, после выборов в ПНА ситуация в ближневосточном регионе резко изменилась. Председатель партии "Ликуд" Беньямин Нетаньяху сказал, что "сегодня... возникло государство ХАМАСстан – сателлит Ирана, – и не в тысяче километрах, а в 100 метрах от нас". Совсем недавно израильтяне выводили свои поселения с палестинских территорий в надежде на заключение мирного соглашения, предусматривающего разоружение боевиков террористических организаций, в том числе ХАМАС. Теперь с этих территорий можно ожидать террористических атак на израильских граждан. Поскольку палестинцы выбрали курс на вооруженное противостояние с Израилем (а победа ХАМАС свидетельствует именно об этом), Израилю, видимо, не остается ничего иного, как прекратить переговоры, отказаться от дальнейшего вывода поселений и достроить стену безопасности. Осталось узнать, получит ли он поддержку коспонсоров ближневосточного мирного процесса – США, ЕС, России и ООН, если мирный процесс будет сорван по вине террористов из ХАМАС.