|
Переговоры должны были начаться месяц назад, однако были отложены из-за смерти главного албанского политика Косово Ибрагима Руговы. И вот сейчас представители сербской и албанской сторон прибыли в Вену, чтобы начать дискуссию о том, каким будет Косово.
Основные пункты программ и сербов, и албанцев прекрасно известны всем, кто более или менее внимательно следит за данной проблемой. Сербские политики предлагают Косово широкую автономию в составе своего государства, косовские же албанцы требуют немедленного признания полной независимости края.
Вук Драшкович, министр иностранных дел Сербии и Черногории, незадолго до начала переговоров совершенно категорично озвучил позицию Белграда: "Мы настаиваем на формуле: больше, чем автономия, меньше, чем независимость. Это значит: во-первых, гарантии безопасности для сербского меньшинства в Косово и Метохии, во-вторых, сохранение нынешних границ Сербии с Албанией и Македонией". Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница на встрече с европейскими политическими лидерами, предшествовавшими началу переговоров, прямо указал им на то, что предоставление независимости может нарушить и без того хрупкий баланс сил в крае.
Не менее категорично выступили и албанские политики, заявившие, что народ Косово устроит только один способ решения проблемы – признание независимого государства.
Международные наблюдатели пока на стороне албанцев. Они считают невозможным оставить Косово в составе Сербии, но также не допускают возможности присоединения его к другому государству, а потому единственным вариантом государственной экзистенции края может стать то, что политологи называют независимостью под международным протекторатом.
Во что это выльется в реальности, можно представить. Те немногие сербы, которые до сих пор мужественно остаются в своих домах, окажутся под жесточайшим прессингом албанского большинства, как это происходит сейчас, несмотря на присутствие миротворцев в крае. Только тогда все будет происходить уже совершенно на иных правовых основаниях и с другим сознательным посылом с албанской стороны. Гарантий того, что сербское меньшинство в крае будет обладать полным комплексом политических прав, пока в албанских программах нет никаких. В более же глобальном смысле это станет своего рода сломом исторического сознания сербов, в котором Косово – это живая история Сербии, это средоточие сербских святынь, память о прошлом. Это знаменитый лозунг – "Отдам жизнь, но не отдам Косово".
Сегодня Сербия затихла в мрачном ожидании, а сербские газеты задались логичным вопросом: есть ли хоть какой-то шанс на то, что в случае принятия албанской модели косовские православные храмы не станут объектом нападений со стороны "неизвестных" лиц, а в городах и деревнях прекратятся погромы сербских домов.