ФОТО: ksrf.ru |
Конституционный суд – единственный высший суд России, который самостоятельно решает вопрос о своем руководстве (главы Верховного и Высшего арбитражного судов назначаются президентом). Поэтому выборы председателя КС вызывают повышенный интерес. Многие считают их чуть ли не политическим мероприятием. По тому, кого избирают на этот пост, даже судят об отношении КС к главе государства. Когда в 2003 г. считавшийся вполне лояльным Кремлю Марат Баглай недобрал голосов для переизбрания и председательское кресло вновь (после почти десятилетнего перерыва) занял Зорькин, политологи начали поговаривать о том, что КС намерен уйти в оппозицию к Путину. При этом они ссылались на известный прецедент 1993 г., когда суд под руководством Зорькина большинством голосов признал не соответствующим Конституции скандально известный указ Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и новых парламентских выборах, после чего деятельность КС была приостановлена президентом на длительный срок. А Зорькин, чтобы не подставлять своих коллег, подал в отставку с поста председателя.
На самом деле, голосуя вновь за кандидатуру Зорькина, судьи руководствовались не политическими, а, скорее, профессиональными соображениями. Постоянно возрастающее количество обращений в КС требовало от судей четких и слаженных действий, позволяющих не захлебнуться в потоке писем и выбрать для рассмотрения на открытых заседаниях наиболее принципиальные вопросы, давая своевременные и точные ответы (в форме определений) на все остальные запросы и жалобы. Руководить таким конвейером, не допускающим сбоев, должен самый авторитетный судья, обладающий не только огромным опытом работы, но и безукоризненной репутацией как в своем коллективе, так и в глазах юридической общественности. Судьи сочли, что именно Зорькин отвечает всем этим требованиям и что он сможет, с учетом печального опыта своих взаимоотношений с прежним хозяином Кремля, конструктивно работать со всеми ветвями федеральной власти.
"За одного битого двух небитых дают" – напоминали судьи, когда им задавали вопрос, почему же они вновь избрали Зорькина своим председателем. И добавляли не для печати: "Только Зорькин, сможет вести суд по лезвию политической бритвы". Хорошо зная потенциал своего председателя, они рассчитывали, что тот не позволит КС стать, с одной стороны, придатком исполнительной вертикали, поможет ему сохранить свою самостоятельность и, с другой стороны, сумеет действовать достаточно гибко, не перегибая палку при оценке нормативных актов президента и правительства, многие из которых, прямо скажем, далеки от совершенства.
Следует признать, что в 2003 г. КС принял весьма взвешенное решение, хотя мнения судей явно разошлись. Достаточно вспомнить, что Зорькин был избран в решающем туре тайного голосования с перевесом всего в 1 голос. Однако сегодня прогноз о его благополучном переизбрании на еще один трехлетний срок кажется весьма обоснованным. Во-первых, сказывается весьма доброжелательное отношение к действующему председателю КС президента страны и лиц из его ближайшего окружения. Во-вторых, приходится учитывать умение Зорькина принимать весьма хитроумные решения, которые могут считаться политкорректными, но в то же время остаются юридически безупречными, даже если вызывают недовольство оппонентов, придерживающихся других правовых позиций. В конце концов, это не вина, а беда судей, что некоторые положения действующей Конституции допускают разные толкования, выбирать из которых приходится с учетом специфики политического момента.
Однако предстоящие сегодня февраля выборы станут, несомненно, тяжелым испытанием для Валерия Зорькина и его сторонников, так как в пассив действующего председателя обязательно будет занесено ожидающееся внесение изменений в закон о КС, согласно которому суду может быть предложено покинуть столицу и переехать в Санкт-Петербург. Противники великого переселения наверняка поставят Зорькину в вину тот факт, что он не сумел убедить Путина в нецелесообразности этого решения. Многие судьи справедливо считают, что их отправляют в почетную "ссылку". Этот термин, кстати, употребил сам Путин, отвечая на вопрос о том, где он сам будет жить и работать по окончании президентских полномочий. В то же время идею отправить в северную столицу весь состав КС глава государства почему-то одобрил.
Некоторые юристы, в том числе и в КС, даже сомневаются в конституционности закона, который собирается принять парламент. Но если эта поправка все же вступит в законную силу, судьи могут рассчитывать только на авторитет и дипломатические способности Зорькина, необходимые при обсуждении условий, в которых суду придется жить и работать на новом месте.
На кого сделают ставку те судьи, которые возражают против переизбрания Зорькина, станет известно по результатам рейтингового голосования, предваряющего основной этап выборов председателя КС. Если в итоговом бюллетене для голосования соперником действующего главы КС станет один из судей, назначенных Советом Федерации по предложению Путина (то есть в последние 5 лет), у аналитиков появится основание сделать предположение, что Кремль все-таки провел соответствующую работу с судьями и сделал ставку на "темную лошадку", которая может оказаться довольно резвой и, главное, хорошо поддающейся дрессировке. Если же во второй тур голосования пройдет один из тех, кто не раз подвергал критике действия и решения нынешней исполнительной власти и попавших в зависимость от нее парламентариев, политологи наверняка заговорят о растущем недовольстве неожиданно посаженного на чемоданы суда.
Впрочем, в ближайшие 2-3 года суд все равно останется на Ильинке, даже если законопроект о смене дислокации КС будет принят обеими палатами парламента еще до конца начавшейся весенней сессии и вскоре подписан президентом. Реальное переселение может начаться не раньше середины 2008 г., возможно, уже при новом президенте. Так что при любых обстоятельствах у соперников Зорькина вряд ли есть шанс победить уже в этом году. А о том, кто станет первым петербургским председателем КС, гадать пока рано.
Справка:
Валерий Зорькин – первый председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1 ноября 1991 г. по 5 октября 1993 г.;
Николай Витрук – и.о. председателя КС РФ с 6 октября 1993 г. по 12 февраля 1995 г.;
Владимир Туманов – председатель КС РФ с 13 февраля 1995 г. по 19 февраля 1997 г.;
Марат Баглай – председатель КС РФ с 20 февраля 1997 г. по 21 февраля 2003 г.;
Валерий Зорькин – председатель КС РФ с 21 февраля 2003 года.