|
США–Чехия, 2006
Режиссер: Эли Рот
В ролях: Джей Эрнандес, Дерек Ричардсон, Эйтор Гудйонссон
Троица развеселых парней (два американца, один исландец) раскатывают по старушке-Европе в поисках приключений. Ну и, естественно, эти самые приключения находят. Причем в несколько больших количествах, чем предполагалось. И начинается кровавый ужас, плавно переходящий в загадочный триллер.
Эли Рот – режиссер довольно необычный. Во-первых, молодой. Хотя Эли старательно делает вид, что ему еще двадцати одного не стукнуло, на самом деле ему тридцать четыре. Но, так или иначе, 34 года – это все же не 45 (средний возраст голливудского режиссера) и не 60 (средний возраст хоррор-режиссера). Во-вторых, Эли Рот работает в жанре молодежных ужасов, жанре, находящемся нынче в глубоком загоне (см. средний возраст режиссеров). Режиссеры, подарившие нам в свое время такие шедевры, как "Зловещие мертвецы" (две части), "Американский оборотень в Лондоне" (ни в коем случае не "...в Париже") и "Хеллоуин", за последние четверть века сильно постарели, ушли в большое кино и утратили связь с жанром, который проще всего описать тремя словами: "студенты, сиськи, ужас". Кровь, наркотики и грязные шутки – по вкусу.
У Эли Рота, пришедшего в большой кровавый кинематограф после бешеного успеха "Американского пирога" и "Евротрипа", получается совмещать все вышеперечисленные элементы. Хорошо получается. Замечательно. До того замечательно, что после дебютного, изруганного вдребезги критиками и зрителями фильма "Лихорадка" он подружился с Тарантино и получил отдельную благодарность в титрах фильма "Донни Дарко" (это, если вы не знаете, икона детского независимого кино). "Лихорадка" была именно молодежным ужасом – красивым, завораживающим, смешным, страшным, но ужасно неровным фильмом. На фоне издыхающих сериалов про Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса, увенчавшихся – аккурат в ту самую пору – практически безнадежной кунгфу-комедией "Фредди против Джейсона", фильм выглядел особенно хорошо. Оставалось непонятно, в какую сторону понесет Эли Рота дальше; сможет ли он снять нормальный фильм для широкой ужасопотребляющей аудитории или же займется клепанием бездушных поделок типа "Пункта назначения" или "Пилы".
Тут-то Эли Рота и пригрел бывший молодой независимый режиссер Квентин Тарантино. Поддержал в трудную минуту, помог советом, сообщил, что за 4,5 миллиона они с Роджером Эйвери сняли цельное "Криминальное Чтиво", помог выпустить фильм в прокат... Да, "Хостел" был снят именно за 4,5 миллиона долларов.
И получилось очень здорово. К сожалению, большинство зрителей этого никогда не увидят. Слишком уж разителен контраст между первой, раздолбайской и добродушной, частью фильма (полчаса герои перемещаются по Европе, пьют все, что горит, курят все, что дымится, и тащат в койку все, что хоть как-то шевелится) и следующими двумя – кровавыми, бессмысленными и безнадежными. В гостеприимной Словении (в роли которой почему-то выступает Прага, родина Франца Кафки) герои попадают в ловушку – безо всякой надежды выбраться. Потому что в ловушку превращается весь город – никакой мистики, но призрак Кафки в воздухе витает – все-таки Прага, хоть и загримированная. Город, кажется, населен исключительно маньяками, подручными маньяков, коварными русскими проститутками, мафией и жутковатыми беспризорниками. И черными "Волгами". И туристами, из которых половина тоже маньяки (а один – так и вовсе культовый японский режиссер Такаши Миике). Это если забыть про скальпели, молотки, топоры и электродрели, а также кусачки, топоры, ланцеты и неизбежную бензопилу – хотя, конечно, забыть не получится. Если в других фильмах выстрел в голову – главный аттракцион, то здесь... здесь это самый простой и человечный способ убийства. В одной из главных ролей – заброшенное крыло пражской клиники для душевнобольных, место настолько мрачное, что режиссер затаскивал в подвал струнный квартет, чтоб не так тоскливо было (методика, впервые, хотя и по другому поводу, опробованная Альфредом Хичкоком). Веселая у ребят получилась поездочка. Говард Филлипс Лавкрафт остался бы доволен.
Нормальный хоррор-режиссер (как бы смешно это сочетание ни звучало) на достигнутом бы остановился, смонтировал и выпустил – см., например, "Пилу". Но Эли Рот режиссер ненормальный, поэтому пытки и пляски плавно перерастают в триллер хичкоковского толка. Недобитые герои мечутся по городу, спасаясь от полиции, мафии, пограничников, беспризорников... Некуда бежать. В конце нас ждет душераздирающая сцена "японская школьница против локомотива". А потом еще парочка не менее душераздирающих. Все достижения европейского, азиатского и американского хорроро- и триллеростроения в аккуратной упаковке с надписью "Хостел". Герои фильма свободно общаются на пяти языках, получают SMS от мертвых друзей, пользуются Интернетом... XXI век на дворе.
Эли Рот, старательно прикидывающийся юным треплом, далеко не так прост, как кажется. Он читал много книжек и смотрел много фильмов. И подружился с Квентином Тарантино. И был вместе с Тарантино посвящен в почетные викинги Исландии – за раскрытие образа исландца с неожиданной стороны. Не молодежный хоррор он снял. Вернее, и молодежный, и хоррор – но в результате получилось что-то большее. Просто кино. Смешное и страшное. Лучший американский фильм ужасов за последние 10 лет. Людям с крепкими нервами смотреть обязательно.