ФОТО: knyazvladimir.ru |
Режиссер: Юрий Кулаков
Роли озвучивали: Сергей Безруков, Лев Дуров, Владимир Гостюхин
Анимационный
Вот смотрел я, смотрел новый российский полнометражный мультфильм "Князь Владимир" и думал – так в чем же сила, брат? В деньгах? Вот и отечественный кинематографист любит сказать, что в деньгах, на заокеанского собрата кивнув. Нам бы, мол, ихние бюджетищи освоить, тогда б конечно... Да хоть половину тех бюджетов, хоть четверть! Мы бы ужо! Мы бы небось – ого-го! Ну... оно, в общем, верно. Когда денег куры не клюют, много веселей, чем когда их кот наплакал. Однако деньги условие хоть и необходимое, но явно недостаточное. "Князя Владимира" делали долго, денег потратили, по меркам российской анимации, немерено и даже получили рекламную поддержку "Первого канала". Во что же все это вылилось?
Сразу скажу, что потраченные силы и средства видны. Фильм действительно смотрится куда богаче прочих анимационных проектов постсоветского периода. Богаче, прежде всего, по качеству картинки: совершенно шикарные фоны, профессиональная и на удивление аккуратно вписанная в плоский мультипликат трехмерная графика, да и сам мультипликат в целом на достаточно хорошем уровне. Хотя, "в целом" не значит "весь". К сожалению, качество анимации по фильму заметно плавает, и тщательно проработанные эпизоды сменяются выполненными довольно неряшливо. Плавает и стилистика – рядом с князем, будто сошедшим с картин Васильева, не слишком органично смотрятся "двое из ларца одинаковы с лица", срисованные со старого советского мультфильма, или совершенно диснеевские зайцы. Но это все технологии, и опять-таки в целом, "Князь Владимир" хорош. Так же, как был некогда технологически хорош на общем фоне "Ночной дозор". Но одними технологиями сыт не будешь.
Фото: knyazvladimir.ru |
Тем временем на Руси стало неспокойно. Перунов жрец Кривжа решил перессорить русских князей и взойти на киевский трон. Ради этой цели Кривжа не гнушался подделкой документов и дружбой с печенегами. Свидетелем заговора стал юный сиротка Олекша, который тут же был негодяями схвачен и отдан в рабство. Чуть позже Олекшу за красивые глаза выкупил византийский посол, переодел во все импортное, научил читать Евангелие и свозил в Константинополь. Олекша хлопал глазами, играл на дудке и был очень хорошим мальчиком. А князь Владимир все еще собирался убивать своего оболганного брата Ярополка. Уже даже к Киеву приплыл. И Кривжа тут как тут. Кривжа в мультфильме вообще все время тут как тут. Куда не поплывут люди, куда не поскачут – а Кривжа уже там. Злодей, одно слово. Вот и опять – только Олекша с византийцами князя дождались, тут же гнусный волхв все испортил. Византийцев погубил, мальчонку испугал. Так и не удалось Олекше князю о предательстве рассказать, и взмах меча лишил Владимира последнего брата.
Потом будущий "Красно солнышко", конечно, закручинился, начал за кабанами гоняться и племена под свою руку собирать. Да только все никак – кабаны удирают, Кривжа интригует, тут еще печенеги... Совсем князю стало худо, даже заболел (в него еще бык раненный врезался, это тоже для здоровья вредно), но тут на помощь к нему пришли Олекша с Евангелием и хороший волхв Боян со своим богом Родом, и наконец-то показался свет в конце туннеля.
Фото: knyazvladimir.ru |
Просветительской картину тоже назвать сложно – от исторической правды она, мягко говоря, далековата (хотя, кто ее знает, ту правду). Даже с популяризацией православия ("Князь Владимир" получил благословление Патриарха), на мой взгляд, не очень получилось. Пока языческие боги выглядят куда презентабельней и творят настоящие чудеса, тогда как Евангелие остается лишь книжкой в сумке Олекши. И хотя в финале Владимир, упав в травы, шепчет слова из Библии, зритель прекрасно помнит, что больше всего помог князю местный старичок Боян, поклоняющийся светозарному дереву.
Что же остается? Да просто рассказ про условного злодея, который злой, потому что уродился такой, и про то, что русские хорошие, хоть и доверчивые, греки – тоже хорошие, а варяги и печенеги – плохие. И это именно рассказ про злодея. Потому что Кривжа, при всей своей картонности, – единственный персонаж, который имеет цель. Единственный персонаж, который действует. А все остальное – антураж.