Птичий грипп покоряет царство живых

Читать в полной версии →
Самый опасный вирус на планете уже достаточно окреп, чтобы перепугать до смерти весь мир. Сегодня птичьим гриппом может заразиться кошка, недавно ученые заподозрили вирус у норки


ФОТО: AP



Новая чума, болезнь века, опасность №1 для человечества, медленно ломает спокойствие всего мира, марает Азию пятнами эпидемий, и тяжело переваливается в Европу. Птичий грипп более не экзотичен, птичий грипп отныне головная боль политиков, работа санитаров, страх простонародья. Впрочем, пока риск заразиться от дворового воробья ничтожен, и вряд ли эпидемическая паранойя даст о себе знать в ближайшие годы, и все же опасность глобальной беды вполне явственна.

В столице Азербайджана, Баку, сегодня повеяло смертью. "Вирус №1" добрался и до этих пределов. В центре вспышки очутилось фермерское хозяйство на юго-западе страны, где несколько кур погибли от неизвестной болезни. Разумеется, термин "неизвестная болезнь" в этом случае – почти "птичий грипп", так же, как "пропавший без вести" под обломками "Трансвааля" – почти труп. Требуется подтверждение властей, а опровержения никто не ждет. Подтверждение не заставило себя ждать, и вот, мы вновь имеем дело со штаммом H5N1, не тем, что убьет человечество, но тем, что способен погубить всякого любопытного. Это как? Поясним. Пандемического штамма – того, что передается от человека к человеку и губит страны и народы, пока не существует. Следовательно, и о мировой опасности говорить рано. Но случись мутация, и на какое-то время в мире воцарится хаос. Отчасти потому, что человек по-другому не умеет встречать вселенские трагедии, отчасти – потому что на первых порах врачи будут бессильны. Вы возразите – а как же, у нас есть вакцина. Вакцина есть, она гарантированно защитит вас от заражения H5N1. Что за белиберда? К чему тогда все эти страхи? К сожалению, природе тоже не чужд upgrade, и любая наша защита - не навсегда.

Все просто: дело в том, что сегодяшняя вакцина успешно борется с существующим вирусом, с тем, что губит кур и кошек, норок, да, людей, но настоящий противник, образно выражаясь, еще не проснулся. Вирус не мутировал, и предсказать генетическую структуру (ведь мутация – это не что иное, как структурное изменение генома) наука не в состоянии. А значит, и приготовить снадобье от грядущей чумы нельзя, покуда сама чума не явится и не начнет орудовать косой. До тех пор мы будем лишь убаюкивать убийцу, и трястись от страха, глядя на его нож. В наш век лаборатории работают in vivo, им нужен реальный материал, иначе – никак.

В Азербайджане, тем временем, санитары казнили полмиллиона птиц, но этих мер все-таки недостаточно, и власти попытались успокоить население. У них это выходит плохо. "Подозрительные" пернатые летают, где хотят, несмотря на то, что их рекомендовано содержать в "закрытых помещениях" – чтобы избежать контакта с еще более подозрительными перелетными птицами.

Стаи, возвращающиеся с зимних каникул, несут чуму на смену зиме. Они могли гнездоваться в тех землях, где вовсю орудовал "вирус №1" – в Турции, в Индонезии, и т.д. Между прочим, в Индонезии число жертв птичьего гриппа перевалило за 20, на днях в г. Семаранг скончался трехлетний мальчик, возможно, зараженный H5N1. Сейчас специалисты ВОЗ в Гонконге проводят тщательный анализ крови погибшего малыша. Китай, прежде неприступный для эпидемий, также пострадал от "чумы XX в.": 2 марта в провинции Гуандун умер мужчина 32 лет. Однако, не будем торопить события, и предоставим китайским медикам спокойно довести исследование до конца, не исключено, что догадки не подтвердятся.

Так или иначе, птичий грипп за свою историю свел в могилу почти сто человек, и мало-помалу захватил животное царство – теперь вирус могут подцепить даже кошки.

Константин ОХТИН |
Выбор читателей