"Битва за Иран" идет полным ходом

Читать в полной версии →
Все больше стран втягиваются в обсуждение иранской ядерной программы. Иран огрызается, США настаивают на жестких мерах, Россия требует не пороть горячку, Индонезия поддержала Россию, Франция – за переговоры




В ходе свого визита в Канаду министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о том, что российская инициатива по созданию с Ираном совместного предприятия по обогащению урана "по-прежнему остается на столе переговоров". Министр вместе с тем заметил, что осуществление российского предложения должно проходить вместе с шагами Тегерана навстречу пожеланиям мирового сообщества, в частности, с возобновлением моратория на обогащение урана. Ну и, конечно, Россия по-прежнему выступает против передачи вопроса об иранской ядерной программе в СБ ООН.

Сегодня в Вене продолжится заседание совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Накануне глава Агентства эль-Барадеи выразил даже так называемый осторожный оптимизм по поводу урегулирования спора вокруг иранской ядерной проблемы. "Я все еще очень надеюсь на то, что мы сможем найти мирное решение", - заявил Мохаммед эль-Барадеи. Он также напомнил, что каждое решение по этому вопросу должно быть максимально взвешенным. "Речь идет о безопасности не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Я не думаю, что эскалация напряженности в данном случае - правильное решение", - подчеркнул глава Агентства и призвал стороны к продолжению переговоров.

Снова выступил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Он заявил на заседании правительства о том, что его страна может кардинально пересмотреть свои отношения с Международным агентством по атомной энергии, если оно будет служить лишь инструментом в руках "определенных политических сил". Как передает иранское информационное агентство IRNA, президент все же выразил определенную надежду на то, что МАГАТЭ примет "приемлемое решение" по вопросу об иранской ядерной программе. Ахмадинеджад снова повторил, что Иран имеет полное право на освоение атомной энергии в мирных целях.

Вот только в мирных ли целях Иран проводит свои ядерные разработки? Вопрос остается открытым, поскольку эксперты МАГАТЭ не могут со всей определенностью заявить, что ядерная программа страны носит сугубо мирный характер. Но не могут они заявить и о том, что в стране ведется разработка ядерного оружия. В чью пользу трактовать сомнения МАГАТЭ? В пользу Ирана или США, которые непременно желают перечеркнуть ядерные амбиции Тегерана раз и навсегда?

Штаты по-прежнему настаивают на скорейшей передаче ядерного досье Ирана на рассмотрение Совета безопасности ООН. Американский посол в ООН Джон Болтон, выступая на конференции американо-израильского комитета по связям с общественностью, заявил о том, что Иран представляет угрозу всему мировому сообществу. "Чем дольше мы медлим в решении "ядерного вопроса", тем сложнее будет его решить", - отметил Дж.Болтон. Он считает, что Совбезу ООН следует ввести санкции против Тегерана, иначе "авторитет СБ ОНН пострадает". Лучше бы Штаты беспокоились об авторитете Совета безопасности ООН в тот момент, когда принимали решение о вторжении в Ирак.

Всей душой болеет за мировое сообщество еще один "мирный голубок" – Дональд Рамсфелд. Он опять заявил о возможности нанесения военных ударов по иранским объектам. В Канаде ему довольно резко ответил Сергей Лавров: "На этом этапе важно не гадать, что произойдет, а еще более важно не угрожать Ирану". Глава МИД РФ напомнил главе Пентагона, что любое применение силы возможно лишь на основе Устава ООН.

В конце концов, проводя параллели с иракским вторжением, не будем забывать, что поводом к нему послужили так и не доказанные заявления о том, что в подвалах Саддама находится целая охапка всевозможного ядерного, химического, бактериологического и прочего страшно опасного оружия. Его, оказывается, в Ираке просто не было. А за три с лишним года инспекторы МАГАТЭ не нашли ни одного доказательства наличия военной ядерной программы в Иране.

Тем временем у Ирана появился еще один союзник – Индонезия. Президент самой большой по численности населения мусульманской страны мира Сусило Бамбанг Юдойоно заявил о недопустимости передачи иранского досье в Совет безопасности ООН. Это знаковый момент, поскольку Индонезия – член Совета управляющих МАГАТЭ, кроме того, она сама претендует на кресло постоянного члена Совбеза ООН.

Президент Юдойоно пригласил к себе послов стран–членов Совбеза и призвал найти мирное решение проблемы. Кроме того, Индонезия поддержала проект создания российско-иранского совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ.

В ходе своего визита в Саудовскую Аравию один из лидеров "евротройки", президент Франции Жак Ширак тоже призвал к продолжению политики переговоров с целью побудить Иран к отказу от бесконтрольного обогащения урана на своей территории.

Борис АЛЕКСЕЕВ |
Выбор читателей