Прощальный блюз Криса Ри

Читать в полной версии →
Единственный прощальный концерт дал в Москве знаменитый британский рок-гитарист и певец Крис Ри. Он сыграл долгожданную Road to Hell, предварительно одарив москвичей полутора часами "настоящего" блюза




Вчера вечером в Государственном Кремлевском дворце выступил знаменитый британский рок-гитарист и певец Крис Ри. Единственный концерт легендарного музыканта, автора мегаселлера Road To Hell прошел в рамках его прощального тура. Многие капризничающие поп-звезды, подуставшие от гастрольной гонки, закатывают такие "гудбаи" с периодичностью в пять лет, каждый раз собирая весь урожай причитающихся им дивидендов со зрительских восторгов.

Но с Крисом Ри все по-другому и, увы, гораздо серьезнее. Пять лет назад врачи поставили артисту страшный диагноз: летом 2001 г. в результате 14-часовой операции ему удалили поджелудочную железу, двенадцатиперстную кишку и половину желудка. Во время реабилитационного периода Крис пришел к решению посвятить остаток жизни блюзу; по выходе из больницы он записал два превосходных диска Dancing Down The Stony Road (2002) и The Blue Jukebox (2004), в которых блюзовая составляющая ощущалась гораздо заметнее, чем раньше.

Действительно масштабной работой, кульминацией творчества Ри-блюзмена стал концептуальный бокс-сет Blue Guitars: 11 альбомов и 137 новых песен, посвященных "корневому" американскому блюзу и проиллюстрированных репродукциями собственных картин музыканта – "целый мир красок и фантазий, созданный вокруг его давней любви – гитары".

Вот и на концерте Крис играл в основном блюзы собственного сочинения. Jazzee Blue, Easy Rider, Stony Road – материал последних лет и выдержки из упомянутого бокс-сета… Пронзительный "слайд", губная гармошка, иногда – мандолина. Волнующий хрипловатый баритон и фирменное тремоло гитары… Цветные прожекторы на длинных стойках, стилизованные под 60-е годы... Четверо музыкантов чуть поодаль, полукругом: клавишные, бас, барабаны… В центральном пятне света, под свисающей на длинном шнуре мощной лампой – сам Крис Ри в простой серой футболке и черных джинсах. На протяжении всего концерта Крис держался молодцом, хотя позволял себе лишь несколько энергичных шагов вправо-влево от микрофона, один раз чем-то напомнив рок-н-ролльного патриарха Чака Берри…

Право же, было в этом какое-то волшебство: люди, знающие творчество музыканта в наиболее доступном варианте (Auberge, Looking for the Summer, Gonna Buy a Hat и другие раскрученные радио- и TV-хиты, ради которых и пришли) – здесь завороженно, чуть ли не едва дыша, слушали блюз, стилизованный в классических "корневых" традициях и лишь изредка особенно шумно выражая радость, если дело доходило до знакомых им вещей "раннего" периода. Впрочем, таковые чаще представали в непривычных аранжировках, один раз напомнив композицию стилистически близких Dire Strains (I Can Hear Your Heartbeat) или солнечную рэгги-вечеринку, но чаще всего звучание было более аскетичным, так что опознать песню удавалось лишь по первым строчкам куплета… Один раз весь зал обманулся таким вот образом, приняв утробное intro органа за вступление к его "главному" поп-хиту.

Но мистер Ри не обманул ожиданий публики: Road To Hell – в сопровождении подсвеченных кроваво-красным клубов дыма, неистовой пляски огней и коллективного экстаза присутствовавших в зале зрителей – прозвучала, закрывая собой полуторачасовой сет "настоящего" блюза. Потом, не пробыв за кулисами и минуты, Крис с коллегами вернулись и сыграли мегапопулярный в нашей стране еще с советских времен On the Beach, напоследок позволив немного поиграть с залом ("I say Yeah! – YEAH!!!"), и пригласили собравшихся расслабиться и потанцевать – "Let's Dance!". Танцев, правда, почти так и не было. Букеты – были: благодарные зрительницы клали их прямо на край сцены. Выйдя к залу на второй бис, Крис призвал собравшихся не отчаиваться ("Fool if you're think It's Over"), а затем почти a-capella исполнил известный "стандарт" Moon River: нежная мелодия в лунно-синих тонах, затем закономерные овации и крики "Браво!"… Такой музыки и таких концертов не бывает много. Люди расходились с выражением только что пережитого счастья на лицах и легким сожалением – потому что все так быстро закончилось…

Выбор читателей