Россия исчезнет с карты мира

Читать в полной версии →
Пока власти дискутируют, время уходит. Через 5 лет предотвратить демографическую катастрофу будет гораздо сложнее, а "от работы языком дети не рождаются"


ФОТО: doronchenko.ru



Модной темой последних дней стала демографическая ситуация в России, хотя никаких принципиальных изменений в данном вопросе не произошло. Просто новый год принес новую порцию тревожных цифр, и на этой неделе их решили обсудить депутаты Государственной думы, устроив "круглый стол", посвященный названной проблеме. В очередной раз слуги народа поговорили о том, что смертность в нашей стране превышает рождаемость, и потому численность населения неуклонно сокращается. И пьют россияне по-черному, и мрут в больших количествах от неестественных причин, и вообще страна вот-вот исчезнет с карты мира... И надо, в конце концов, что-то с этим делать... хотя бы дать соответствующие указания правительству, например. Ну, вдруг, вдруг именно в этом году оно очнется и сумеет принять подходящее меры, о необходимости которых так много, с пеной у рта, говорится уже более десятка лет? Говорится, но почему-то ничего не делается... А между тем, как язвительно заметил на пресс-конференции в Москве на следующий день после депутатского собрания заведующий отделом демографии Института социально-политических исследований РАН Леонид Рыбаковский, " от работы языком дети не рождаются".

А вот коэффициент рождаемости в России сейчас составляет 1,34, в то время как лишь для простого воспроизводства населения он должен достигать 2,14 (четырнадцать сотых приходится на детей, которые по разным причинам не доживут до репродуктивного возраста). При этом стоит отметить, что половозрастная ситуация в стране на сегодняшний день достаточно благоприятная: в брачный период вступают молодые люди, родившиеся в начале 80-х гг. прошлого века, когда государством был предпринят ряд конструктивных шагов, заметно увеличивших количество новорожденных. Тем не менее, в прошлом году позитивные ожидания специалистов, связанные с этим обстоятельством, не оправдались, сетует директор Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения Минздравсоцразвития Ольга Самарина. По непонятным причинам в 2005 г. и общее число рождений, и их суммарный коэффициент, наоборот, снизились. Это особенно печально, если учесть, что фактор означенного бэби-бума будет действовать еще около 4-5 лет, а затем в пору зрелости начнут вступать весьма малочисленные "кризисные" дети конца 80-х – начала 90-х годов. Так что именно нынешний период является наиболее подходящим для реализации мер демографической политики, поскольку они будут поддержаны благоприятным изменением в возрастном составе населения.

Впрочем, и среди экспертов, и среди представителей власти нет единодушия в вопросе о том, стоит ли вообще так сильно переживать по данному поводу. Существует два противоположных взгляда, напоминает Леонид Рыбаковский. Некоторые специалисты не видят ничего особо ужасного в сокращении населения. Слегка утрируя, можно передать их позицию примерно так: не беда, если Россия вообще сожмется до размеров Московского княжества, и не важно, сколько в ней при этом останется человек, главное, чтобы все оставшиеся жили хорошо. Пример какого-нибудь маленького, но благополучного Монако здесь, пожалуй, тоже будет вполне уместен. В числе сторонников этой позиции есть даже члены администрации президента и бывшие министры.

Оппоненты "княжеской" точки зрения оперируют понятием куда более масштабным – "великая держава". Они делают упор на национальную гордость, а также на то, что страна обладает внушительными запасами природных ресурсов, которых может хватить еще не на одно поколение, – если, конечно, будет кому их охранять.

Кстати, это далеко не единственный пункт, вызывающий жаркие споры демографов. Расходятся они, например, и в оценках миграционного потенциала русскоязычного населения в Россию из стран СНГ. Одни оценивают его в 20 млн человек, другие называют это мифом и приводят гораздо более скромные цифры – 3-4 миллиона.

Впрочем, о проблемах миграции тоже уже написано и сказано немало, оставим их для другой статьи и вернемся к вопросу естественного прироста населения. Как бы то ни было, возникает вопрос: а способно ли вообще государство повысить рождаемость? Да, безусловно, определенные рычаги влияния у него есть, и необходимые финансовые средства тоже – надо только воспользоваться ими и перейти, наконец, от деклараций к реальным действиям. Однако, вот парадокс: по мнению экспертов, государство в определенном смысле само выступает виновником возникновения подобных проблем. Ведь основная причина сложившейся печальной ситуации заключается отнюдь не в политических или экономических пертурбациях современной жизни, как это принято считать. Разумеется, финансовые трудности тоже играют свою негативную роль. Но вспомним о том, что в разные времена и в разных странах, в том числе в России, в голодные и суровые послевоенные периоды, когда страна поднималась из руин и жизнь отнюдь не была сладкой, все же наблюдались всплески рождаемости. Так что ключ к решению задачи следует искать в головах, в том, какая в социуме формируется модель семьи и как к ней относится государство. "У нас сейчас семью принято воспринимать, как обузу для государства, нуждающуюся в тех или иных социальных вливаниях, а постулат о "ячейке общества", к сожалению, перестал восприниматься всерьез. И пока молодая семья не поймет, что она действительно необходима государству, все наши усилия по стимулированию рождаемости будут тщетны", – резюмирует Ольга Самарина.

Выбор читателей