|
Потопы в истории Москвы случались регулярно, несмотря на то, что строился город на холмах. Историк и москвовед Станислав Величко охотно поделился с нами информацией о "великих паводях" старинных времен. Первое масштабное наводнение, зафиксированное во многих источниках, упоминается 510 лет назад, в 1496 году. В те годы жители Московского государства особенно пристально следили за аномальными явлениями окружающего мира. Потому что ждали очередного конца света после 7000 года от сотворения мира, пришедшегося на 1492 год. Наводнение было воспринято как один из знаков приближающегося Апокалипсиса. Паводки случались в Златоглавой регулярно, а власти безуспешно пытались обуздать стихию. С XVIII в. существовал даже специальный план строительства обводных каналов, не воплощенный в полной мере – построили только один в Замоскворечье, сейчас известный как Водоотводный.
Последнее наводнение, потрясшее московских обитателей, приключилось 98 лет назад. Весной 1908 г. на месте Третьего Рима возникла вторая Венеция. Москва-река вышла из берегов, соединилась с притоками и образовала гигантское озеро, из которого торчали подмокшие здания. Состоятельные граждане нанимали лодки и катались по улицам, заглядывая в окна первых этажей.
Советская власть энергично взялась за противопаводковую профилактику. Берега Москвы-реки одели в гранит и камень практически на всем ее протяжении в пределах города. Притоки главной водной артерии столицы заключали в трубы, а болота постепенно осушали и засыпали. Выше по течению реке расположилась система водохранилищ, позволяющая регулировать уровень воды в Москве-реке.
Тем не менее, за последние десятилетия существенно изменилась сама природа возможных паводков или наводнений в столице. Под городом сложилась огромная разветвленная система водоотводных коммуникаций, состоящая из труб, коллекторов, ливневых сливов и так далее. Вся эта структура существует не сама по себе, ее надо поддерживать, за ней надо постоянно следить; что в нашем государстве отнюдь не всегда происходит вовремя. К тому же, в результате строительного бума, охватившего Москву некоторое время назад, под городом активно идут процессы образования пустот – неизбежных спутников строительства на рыхлых почвах. И сегодня наводнение может возникнуть как раз из-под земли. Загрязнения закупоривают коммуникации, трубы прорываются, пустоты рядом с ними заполняются водой... Итог – в один прекрасный момент любое сооружение или коммуникацию в Москве может подтопить.
За экспертными мнениями и прогнозами на весну мы обратились к специалистам.
Глава центра "Диггер-спас" Вадим Михайлов настроен пессимистически. По данным диггерских сигнальных (выборочных) проверок, многие московские коллекторы могут подвергнуться деформации в случае резкого потепления. В Москве впервые за несколько лет образовались сугробы высотой до 5 м, за что Михайлов передает "спасибо" неквалифицированным дворникам, не знакомым со спецификой уборки улиц в мегаполисе. Такие горы, по словам главного столичного диггера, не вывезти за 2-3 дня. "Диггер-спас" совместно с москвичами, обратившимися в центр за помощью, насчитал около тридцати подобных снежных завалов.
"Особенно опасны с точки зрения подтопления процессы снеготаяния, ливни и пожары, когда пожарные проливают грунты вокруг горящего здания. Все указанные процессы усиливают образование карстов (полостей), коммуникации в столице устаревают очень быстро из-за возрастающей техногенной нагрузки. Ну, а итог один – трубы провисают и лопаются", – заключил Вадим Михайлов.
В пресс-службе Главного Управления МЧС России по городу Москве этого пессимизма не разделяют. Начальник пресс-службы Евгений Бобылев рассказал нам, что уровень воды в Москве-реке прекрасно регулируется. Сейчас у МЧС основная задача – проверить русла малых рек на предмет мусора. Обследования русел идет совместно с районным управами и префектурами. Относительные опасения могут вызывать только несколько малых рек в СВАО, ЮАО и ЮЗАО. Зимой мониторить речки было сложно, зато сейчас никаких препятствий нет.
Нам же, обычным горожанам, ждать, видимо, осталось недолго. Еще пара дней, и процесс снеготаяния примет необратимый характер. Вот и посмотрим, стоит ли нам, как нашим предками сто лет назад, запасаться лодками – или, как обычно в надежде на русский "авось", пронесет.