Кваканье китайских лягушек нарушает законы природы

Читать в полной версии →
Во всем многообразном и полном загадок мире природы нет существа более таинственного, чем лягушка. Недавно биологи поймали их на занятии, до сих пор считавшемся недоступным для земноводных


ФОТО: cbc.ca



Во всем многообразном и полном загадок мире природы нет существа более таинственного, чем лягушка. Конечно, на планете существуют и более захватывающие чудеса, вроде хищных слепых батонов и гигантских глубоководных кальмаров. Но они сокрыты от человеческого взора, а лягушки живут по соседству тысячи лет, встречаются и тут, и там, но, несмотря на это, постоянно подкидывают нам удивительные сюрпризы. То какая-нибудь особь предстанет перед праздной публикой в виде шестилапого чудовища. То вдруг ни с того ни с сего начнут массового взрываться, надуваясь и разлетаясь на куски на глазах у остолбеневших зрителей. А то и вовсе докажут, что они – едва ли не самые древние жители планеты, чье кваканье услаждало (или нервировало) слух динозавров.

А недавно эти представители отряда земноводных, проживающие в Китае, и вовсе потрясли ученых, которые обнаружили у местных лягушек потрясающие акустические способности, ранее приписываемые лишь летучим мышам, некоторым морским млекопитающим и отдельным видам грызунов, но никогда – земноводным. Как выяснил Альберт Фенг из Университета шт.Иллинойс в Урбане, лягушки-амолопсы могут квакать на ультразвуковых частотах, причем не от нечего делать, а для общения между собой.

Чтобы доподлинно убедиться в последнем, биологи записали лягушачьи монологи на пленку и разделили запись на доступные и недоступные для обычного уха компоненты. Затем эти дорожки были прокручены перед подопытными представителями мужской части вида амолопсов. Однако тут исследователи потерпели небольшую неудачу. Притом, что некоторые мужчины-лягушки весьма живо реагировали как на ультразвуковые, так и на обычные сигналы своих сородичей, другие внимали лишь одному виду "связи" и были полностью индифферентны к другому. На вопрос "почему?", ученые пока не знаю ответа.

Тем не менее, активная реакция свидетельствует о том, что ультразвук – не просто побочный эффект громкого кваканья, а способ коммуникации между особями амолопсов. Ученые сделали предположение, что с помощью недоступных нашему уху частот разговорчивые земноводные преодолевают внешние помехи беседам – к примеру, шум течения воды. Еще предстоит выяснить, используют ли мужские особи ультразвуковую коммуникацию, чтобы обозначать свою территорию, или общаются таким образом со своими подругами. Неизвестным остается также и то, что позволяет им слышать издаваемые на ультразвуковых частотах звуки.

Николай КАРАВАЕВ |
Выбор читателей