|
Стараясь идти в ногу с ЕС, в этот же день свою энергетическую стратегию презентует правительство Украины. Во многом украинский документ повторяет тезисы европейских коллег: снижение зависимости от поставок российского газа, развитие атомной энергетики, курс на энергосбережение. Министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков сообщил, что программа рассчитана до 2030 года. Однако, в отличие от европейского документа, в украинском о сотрудничестве с Россией нет даже намека.
Согласно украинской стратегии планируется уменьшить объем потребления газа до 50 млрд. кубометров в год при одновременном увеличении объемов собственной добычи до 30 млрд кубов в год. Плачков также сообщил, что документ предусматривает уменьшение энергоемкости экономики за счет технологических изменений, увеличение объемов производства электроэнергии на угольных и атомных электростанциях. По мнению экспертов, энергетическая самостийность обойдется Украине в $110 миллиардов.
На вопрос, где взять денег, глава минтопэнерго отвечает весьма туманно, вероятно понимая, что оставаться в ранге и.о. министра ему осталось недолго. Выборы в Верховную Раду Украины, которые состоятся 26 марта, значительно перетасует нынешнюю команду правительства. Плачков, по мнению депутатов Рады, "виновный" в подписании "газовых соглашений" с Россией - один из тех, кто неизбежно покинет свой пост после выборов.
По данным международного рейтингового агентства Fitch, основные нефтяные месторождения Украины к началу 2004 г. были истощены на 83%, а газовые - на 73,6%. К области фантастики также относится намерение Украины увеличить объемы закупок туркменского и иранского газа. Газотранспортная система Украины работает на пике пропускной способности, а для поставок газа из Ирана необходимо строительство газопровода большой протяженности. К тому же, поставки среднеазиатского газа расписаны до 2010 года. Даже если Украина договорится с Туркменистаном, транзит все равно будет проходить через российскую территорию.
"Судя по правительственному документу, власть у нас до сих пор живет в мире геополитических иллюзий и не знает, что делать в реальности, - заявил экс-глава "Нафтогаза", лидер Республиканской партии Украины Юрий Бойко. - На бумаге получается, что Украина – отдельная страна со своими проблемами, а не игрок мирового рынка. Тем временем в мире складывается новая реальность, где вместо старых врагов есть один общий – энергетический голод, который наиболее остро будет ощущать Европа". По мнению Бойко, Украина должна не просто диверсифицировать поставки или увеличивать добычу собственных ресурсов, а предлагать Европе и России формулу общей энергетической безопасности континента.
Нынешняя энергетическая стратегия Украины не выдерживает никакой критики даже на стадии обсуждения. Не вызвал документ положительных отзывов и среди мировых держав. Комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс подтвердил лишь заинтересованность Европы в поставках украинской электроэнергии. А первый замминистра торговли США Дэвид Семпсон вообще заявил, что Штаты против развития замкнутого ядерного цикла на Украине. В России же проигнорировали украинский документ, понимая его конъюнктурный и предвыборный характер.
Куда больший резонанс у российской власти вызвали предложения Бойко, единственного представителя Украины на Международной конференции по вопросам энергетической безопасности, которая состоялась 13-14 марта в Москве. "В интересах Украины принимать участие во всех глобальных проектах энергетической безопасности, – заявил на конференции политик. – Для Европы был бы полезен совместный с Россией и Украиной выход на рынки Центральной Азии, а возможно и создание международной энергетической суперкорпорации с государственным участием".
Напомним, что в 2002 г. лидеры трех государств - Леонид Кучма, Владимир Путин и Герхард Шредер договорились о создании Газотранспортного консорциума, предусматривающего строительство нового газопровода по территории Украины. Поскольку крупнейшим поставщиком голубого топлива на континенте остается Россия, перекачивающая через украинскую территорию 80% газа, создание треугольника Россия-Украина-Евросоюз считалось лучшим рецептом энергетической безопасности Европы. Однако от этой идеи тогда отказались, а сегодня "Нафтогаз Украины", набравший кредитов на сумму около 1 миллиарда долларов, оказался перед перспективой банкротства, о чем 1 марта поведала депутатская комиссия Верховной Рады под председательством Юлия Иоффе.
По мнению Бойко, в среднесрочной перспективе вполне реально создание энергетического альянса Украины с Россией с целью наращивания экспорта вторичных энергоносителей (нефтепродукты, электроэнергия) на рынки стран ЕС. Кроме того, можно развивать совместные инвестиционные проекты по расширению объемов транспортировки туркменского газа в Европу, создавать консорциумы для участия в конкурсах на приобретение объектов энергетики в странах Восточной Европы, совместно выходить на новые рынки нефтегазодобычи (в первую очередь, в арабских странах).
О необходимости возврата к более тесному сотрудничеству заявляют и российские политики. В частности, глава комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин, комментируя доклад Бойко, отметил, что для экономики всех стран СНГ было бы весьма полезным сотрудничество в развитии энергосберегающих технологий, в снижении энергоемкости национальных экономик стран постсоветского пространства. По словам Кокошина, в случае отказа Украины от сотрудничества, Россия будет находить другие пути транзита своего природного газа в Европу.
Таковыми уже сегодня являются трубопровод "Голубой поток", который соединяет Россию и Турцию (с перспективой транспортировки российского газа через территорию Турции на юг Италии, в Южную Европу и в Израиль), "Ямал-Европа" (через территорию Белоруссии). Планируется к 2010 г. завершить строительство Северо-Европейского газопровода, соединяющего Россию и Германию. Не исключено, что рано или поздно перед российскими газовиками встанет вопрос о целесообразности транзита через территорию Украины. По мнению экспертов, ответ на него будет зависеть от того, кто встанет у штурвала энергетической безопасности Украины после выборов в Верховную Раду.