ФОТО: AP |
За "Кадимой" следуют левая партия "Авода", которая займет в будущем Кнессете 20 мест, и правая партия "Ликуд". Третье место прочили exit-polls "русской партии" под названием "Наш дом Израиль". По данным опросов, она должна была получить от 12 до 14 мандатов, однако на самом деле оказалась на одну позицию ниже. Но это не самое тяжкое разочарование прошедших выборов. Главной неожиданностью стал провал партии "Ликуд", которая в Кнессете прошлого созыва занимала 38 мест, а на этих выборах получила всего 11, собственно говоря, столько же, сколько и "Наш дом Израиль". В последнюю входят в основном выходцы из России и стран СНГ, поэтому ее условно называют "русской".
Одним из самых неожиданных сюрпризов прошедших выборов стал результат, достигнутый партией пенсионеров "Гиль". Согласно данным предварительных опросов, она должна была получить не более двух мандатов, то есть преодоление партией двухпроцентного электорального барьера представлялось практически невозможным. Тем не менее, "Гиль" получит в Кнессете нового созыва восемь мандатов. Девять мандатов получит блок национально-религиозных партий Национальное единство/МАФДАЛ, шесть – ультрарелигиозная ашкеназийская партия "Еврейство Торы", пять – социал-демократическая партия Мерец/ЯХАД. По три места в Кнессете достанется трем арабским партиям – РААМ-ТААЛ, ХАДАШ и БАЛАД.
Вчерашние выборы были ознаменованы небывало низкой явкой избирателей. Лидеры партий обращались к народу с призывами к выполнению своего гражданского долга. Отчасти это возымело действие, но к полудню все равно был побит самый плачевный рекорд за всю историю выборов – бюллетени в урны опустили только 21,7% избирателей. Хотя на некоторых участках с самого утра наблюдался ажиотаж. Например, в иерусалимской школе "Бейт-Хинух", где одними из первых проголосовали лидер "Кадимы" Эхуд Ольмерт и его жена Ализа, пришедшие на участок почти сразу после его открытия. В связи с этим были приняты практически беспрецедентные меры безопасности: все присутствующие, в том числе работники избирательной комиссии, прошли проверку на наличие взрывчатых веществ. Действующего премьер-министра "застали" за голосованием журналисты, которых начали запускать в зал за полтора часа до открытия. Эхуд Ольмерт, застыв на мгновение с бюллетенем, наполовину опущенным в урну, повернулся к телекамерам и призвал израильтян приходить на выборы, а потом обратился с тем же призывом к присутствующим журналистам. Аналогичные картины наблюдались практически на всех избирательных участках, где голосовали лидеры партий.
Многие израильтяне не пошли голосовать, поскольку было указано, что это можно сделать только по месту прописки. Но ведущий радиостанции "Голос Израиля" Габи Газит, проштудировав закон о голосовании, нашел в нем пункт, позволяющий голосовать на любом участке людям, которые испытывают трудности с передвижением. При этом работники избирательной комиссии не имеют права требовать от желающих проголосовать никаких документальных подтверждений их состояния. Можно прийти и сказать, что у вас температура или подвернута нога. Председатель ЦИК Израиля судья Бейниш тут же подала жалобу руководству радио, но совет Габи все же возымел свое действие. Хотя многие израильтяне уступили соблазну никуда не ходить и провести день в кругу семьи – ведь день выборов в Израиле официально объявлен выходным.