ФОТО: НТВ |
"Независимая газета" отмечает, что Виталий Калоев уже официально уведомил швейцарские власти о своем желании отбывать наказание на территории России. Однако, пишет "НГ", приговор в отношении Калоева еще не вступил в законную силу: согласно швейцарскому законодательству, это может произойти только по завершении процедуры обжалования вердикта. Адвокат осужденного Владимир Сергеев пояснил, что сторона защиты высказала свое принципиальное желание опротестовать вердикт суда и обжаловать приговор, но для этого надо, как минимум, получить его копию, а время ожидания приговора швейцарскими законами не оговариваются.
Кроме того, приговор уже обжалован прокурором Цюриха, который посчитал его слишком мягким. "Кассационное производство, как показывает практика, длится не менее шести месяцев, – сообщили в Департаменте МИД РФ. – Можно предположить, что в данном случае будет так же". Однако Министерство юстиции Российской Федерации уже начало работу относительно передачи Виталия Калоева российской стороне. Официальным поводом для этого послужило обращение, которое в середине марта передал главе Минюста Юрию Чайке Мамсуров. В ответ Ю.Чайка заявил, что уже с момента осуждения Калоева Минюст РФ прорабатывает этот вопрос. "В связи с отсутствием между РФ и Швейцарской конфедерацией международного договора о передаче осужденных Минюст совместно с МИД России проработали со швейцарской стороной возможность заключения специального соглашения по данному вопросу на условиях взаимности", - сообщил Ю.Чайка. В этом соглашении, как предполагается, должны быть прописаны условия содержания осужденного Виталия Калоева.
По мнению главы республики Северная Осетия – Алания Таймураза Мамсурова, этот вариант более предпочтителен, поскольку все должно произойти довольно быстро. "Насколько мне известно, и Минюст подтверждает это, есть возможность сделать все более быстро. Это будет локальный документ по конкретному человеку между ведомствами двух стран. Если в ведомствах обеих стран будет получено добро, то вопрос будет решен быстро", - сказал Мамсуров. "По моим сведениям, швейцарская сторона скорее согласится, чем откажется от него", - добавил Т.Мамсуров.
Напомним, что 49-летний инженер-строитель из Владикавказа Виталий Калоев осужден в Швейцарии за убийство авиадиспетчера компании Skyguide Питера Нильсена, из-за ошибки которого 2 июля 2002 г. в небе над Боденским озером столкнулись пассажирский самолет "Ту-154" "Башкирских авиалиний" и "Boeing-757" компании DHL. Тогда погиб 71 человек, в том числе – вся семья Виталия Калоева – жена, сын и дочь.
Швейцарские власти задержали Виталия Калоева на следующий день после того, как в пригороде Цюриха был обнаружен мертвым авиадиспетчер Питер Нильсен.
В одном из интервью Виталий Калоев рассказал, как было дело.
"Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: "Ихь бин руссланд" ("Я – Россия"). Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал. Понимаете, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он ка-а-ак хлопнул меня по руке... Снимки полетели... И там понеслось... Наверное", - сообщил Виталий Калоев, добавляя, что не помнит, как покинул дом авиадиспетчера.
Он утверждает, что пришел в дом к авиадиспетчеру для того, чтобы заставить его извиниться за свою трагическую ошибку: "Я решил заставить его покаяться. Я ему хотел показать фотографии своей убитой семьи, а потом вместе с ним пойти в Skyguide и позвать телевидение, чтобы они - Нильсен и Россье (глава компании) - перед камерой принесли мне извинения. Это мое желание не было ни для кого секретом".
Россиянин говорит, что не раз просил директора швейцарской компании устроить ему встречу с Нильсеном, однако тот отказывался: "Да, в 2003 г. я просил Skyguide показать мне Нильсена, а они его спрятали. А потом я получил факс-письмо. Skyguide попросил, чтобы я отказался от моей мертвой семьи: получил компенсацию и подписал бумаги, по которым соглашался, чтобы фирму больше не преследовали. Меня это возмутило. Я им позвонил и сказал, что хотел бы встретиться с Нильсеном и обговорить эти вопросы. Он сначала согласился, а потом отказался".
Калоев признается, что не жалеет о смерти диспетчера: "Как я его должен жалеть? Мне, понимаете, легче не стало от того, что он умер. Мои дети не вернулись..." Находясь в тюрьме, он не имеет возможности говорить по-русски, но по-настоящему страдает лишь из-за того, что не может посещать могилу своих близких.