|
С XIX в. человек начал активно вмешиваться в процесс естественного отбора. В начале XX в. к медицине добавились биотехнологии, а с середины века – геронтология, недавно сместившая акценты с продолжения жизни в старости на тотальное омоложение. В последние десятилетия к этому прибавились исследования в области искусственного интеллекта и человеческого сознания.
Вместе с масштабными изменениями технологий появилась новая система ценностей – трансгуманизм. "Человечество впервые в истории стоит на уровне, позволяющем управлять собой, – рассказывает член координационного совета Российского трансгуманистического движения (РТД) Валерия Прайд. – Гуманизм как система мировоззрения был хорош до последнего момента, но сегодня человеческий интеллект влияет на эволюционные процессы". Поэтому и появился трансгуманизм, признающий возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидации страданий, старения и смерти, а также значительного усиления физических, умственных и психологических возможностей человека.
Первым трансгуманистом считается Джулиан Хаксли, отец-основатель ЮНЕСКО, который еще в 50-х гг. XX в. начал описывать эту теорию. Следующим был Ф.М. Эсфендиари, взявший себе псевдоним FM 2030 (Future Man). В 2000 г. "человек будущего" умер от рака, но был заморожен в крионической камере и ждет своего воскрешения. Число еретиков от науки, утверждающие, что через 50-80 лет человек сможет достичь невиданных доселе возможностей с помощью новых технологий, продолжало множиться, подрывая традиционные представления и изменяя сам вектор развития науки. А попутно образовывались группы, тусовки, развивавшие трансгуманистические представления.
В 1995 г. Макс Мор, или, как он себя называет, T.O. Morrow, публикует Манифест экстрописта. Экстрописты выступают за синтез человека и компьютерных технологий. Уже через год Манифест был переведен на русский язык. Его публикация стала одной из точек отсчета в истории трансгуманистического движения России. Разрозненные группки поклонников новых технологий и преобразования самой природы человека на их основе начали оформляться в движение. Само РТД возникло в 2002 году. Сегодня движение основной своей задачей видит информирование общественности о радикальных изменениях в человеке, которые, по их мнению, произойдут в ближайшие 25-30 лет.
При этом нельзя сказать, что российские трансгуманисты слепо заимствуют западный опыт. Первым русским трансгуманистом активисты РТД считают Николая Федорова, философа, мечтавшего о дальнейшей эволюции человека, борьбе со смертью, освоении космического пространства и многом другом. На базе федоровского учения работали отчасти и Вернадский, и Циолковский, также которых трансгуманисты также считают "своими".
В конце прошлого года футуролог и член координационного совета РТД Д.А. Медведев систематизировал и описал как схему все смысловые поля трансгуманизма. В беседе с нами Данила Андреевич охотно согласился обрисовать трансгуманистическое будущее человечества. Итак, всего через пару десятилетий будет возможно продление жизни и прекращение старения и умирания человека. Геронтологи, согласно трансгуманистам, уже стоят на пороге перехода количества знаний в качество. В частности, это случится благодаря улучшению качества жизни, эффективности медицины, которая учится не только вылечивать все и вся, но и заменять больные органы здоровыми. Обозначенные процессы развиваются семимильными шагами. Буквально недавно семи добровольцам в Америке, например, пересадили первый полностью выращенный в искусственных условиях человеческий орган – мочевой пузырь. А Южная Корея планирует к 2013 г. ввести в обычную медицинскую практику ксенотрансплантацию, т.е. пересадку выращенных в животных для человека органов.
Вместе с развитием робототехники создаются производства, не требующие участия человека. На сегодняшний день в мире трудятся около 600 тыс. роботов. Появились заводы роботов "out light" ("без света"), где все процессы автоматизированы, поэтому свет в тамошних цехах без надобности. В Швейцарии несколько успешно работают роботизированные магазины без продавцов. "Через десять-двадцать лет в каком-нибудь Узбекистане начнут собирать роботов, которые потом будут приезжать на работу в Москву вместо живых мигрантов", – то ли шутит, то ли всерьез говорит Медведев.
Трансгуманисты наметили магистральную схему развития технологий на пути преобразования человека в Сверхчеловека или Постчеловека, как кому больше нравится. Сначала нас накроет эпоха виртуальной реальности – она уже совсем близко. За ней разразится робототехническая революция, в результате которой человечество перейдет в иную фазу существования, так как работать в привычном понимании этого слова нам уже не придется. После робототехники наступит черед перестройки человеческого тела и, затем, сознания. Появится искусственный интеллект человеческого уровня – общаясь с ним, мы будем сознавать, что говорим с разумным существом.
Наконец, грядет этап неизбежного слияния человеческого сознания с компьютером. Сначала в человеческий мозг – наш "софт" – можно будет добавлять искусственно созданные программы (кому чего не хватает или кому что хочется). Люди научатся быстро и безболезненно улучшать себя и – вовсе невероятное – скачивать куски чужих программ из мозга другого человека и загружать себе. Каждый сможет обмениваться своими личными эмоциями, знаниями и мировоззрением. Ну, а потом грань между искусственным интеллектом и человеком окончательно сотрется. Мы сможем объединить все в некую единую систему – Сверхразум, но при этом не потерять индивидуальности.
Оптимизм наших собеседников основан на стремительном прогрессе технологий в сферах, относимых к смысловым полям трансгуманизма: геронтологии, робототехнике, исследованиях мозга и так далее. Все эти дисциплины как будто "спали" до последних лет, а теперь, проснувшись, делают качественный скачок в будущее. А что остается нам? Только готовить свое сознание к радикальными переменам. Если они, конечно, состоятся...