Россию снова берут на понт

Читать в полной версии →
Евросоюз вступил в решительную борьбу с "нетрудовыми доходами" российской авиакомпании. Европа умудряется всякий раз так повернуть дело, что Россия оказывается виноватой, зависимой и "разводимой"




Европейский союз намерен расширяться... по воздуху. К 2010 г. ЕС хочет создать "единое воздушное пространство" с соседними странами на востоке, а также над Атлантикой и Средиземноморьем – чтобы европейские гражданские авиалайнеры могли беспрепятственно курсировать в этом пространстве. На "воздушную" тему уже ведутся переговоры с Марокко и балканскими государствами, и тут больших проблем не предвидится. Кроме того, к лету планируется подписать соглашение об "открытом небе" с США. Вот только на востоке дела обстоят куда сложнее.

Камнем преткновения в создании единого авиапространства с РФ являются, с точки зрения Брюсселя, сборы, взимаемые Россией с иностранных авиакомпаний за право пролета над территорией Сибири. До недавних пор они не представляли проблемы: авиакомпании исправно уплачивали их с 80-х гг. прошлого века. "Транссибирские" платежи значительно превышают принятые во всем мире аэронавигационные сборы, но у них другое основание: это не только плата за диспетчерские услуги "Аэрофлота", но и компенсация российской государственной авиакомпании за то, что она предоставляет иностранным самолетам возможность летать по ее маршрутам. Ведь со стороны "Аэрофлота" в данном случае имеет место теоретически упущенная выгода: он предоставляет в пользование иностранцам свои воздушные коридоры, своих диспетчеров и уступает им своих потенциальных пассажиров. Причем иностранцы получают в свое распоряжение кратчайший путь между Западной Европой и Восточной Азией. Получается, что, летая над Сибирью, они экономят огромные деньги на топливе (сотни миллионов долларов, по оценкам Минтранса) и частично делятся этой выгодой с Россией. Ну, а "Аэрофлот", как традиционно государственная авиакомпания СССР и России, конечно, получает от этого немалый доход. С некоторой натяжкой можно сказать, что это его естественное конкурентное преимущество. По различным оценкам, величина "транссибирских" сборов составляет $300-420 млн в год, а непосредственно "Аэрофлоту" достается порядка трети этой суммы.

Так бы и летали иностранные авиалайнеры над нашей Сибирью, платя "Аэрофлоту" известную копеечку, однако с некоторых пор Европейский союз вступил в решительную борьбу с "нетрудовыми доходами" российской авиакомпании. Сложно сказать, в какой степени эта борьба была пролоббирована европейскими авиаторами, а в какой – явилась результатом кипучей активности еврочиновников, стремящихся на чем угодно заработать очки, чтобы укрепить авторитет наднациональных институтов ЕС. Но факт остается фактом: после долгих переговоров Россия в 2004 г. приняла обязательство к 2013 г. "модернизировать" систему авиаплатежей. Не отменить, а именно "модернизировать", что в переводе на русский означает: снизить оные платежи и сделать систему их исчисления и расходования более прозрачной. Чтобы не было больше упреков в необоснованном субсидировании "Аэрофлота" за счет этих денег. Договорились – и ладно. В дальнейшем руководство России неоднократно подтверждало эту договоренность.

Однако Брюсселю стало казаться, что Россия слишком затягивает выполнение обещанного. Дескать, уже к 2008 г. можно отменить все "транссибирские" сборы. В январе с.г. Европейский парламент принял специальную резолюцию, в которой рекомендовал Европейской комиссии ужесточить требования к России – добиваться полной отмены транссибирской "мзды", и до того, как это произойдет, не заключать с РФ никаких масштабных соглашений (т.е. даже базового договора, который через год должен заменить действующее ныне Соглашение о партнерстве и сотрудничестве). Затем последовали жесткие заявления со стороны Еврокомиссии, которая, вопреки достигнутым договоренностям, тоже стала требовать не "модернизации", а отмены платежей: начиная уже с этого года России предлагается снижать их на 15% ежегодно.

А 27 марта Совета министров транспорта, связи и энергетики ЕС принял "обвинительное" заключение по условиям транссибирских перелетов и уполномочил комиссара ЕС Жака Барро вести с РФ переговоры о скорейшей отмене платежей. Российские эксперты отметили, что заключение Совета "изобилует неточностями и откровенным передергиванием фактов". В частности, министры ЕС призывают Россию соблюдать Чикагскую конвенцию 1944 г. по "открытому небу", к которой она не присоединилась. Увязывают с "транссибирью" принятие России в ВТО, хотя Евросоюз подписал протокол по доступу на рынки с РФ еще 2 года назад, и этот вопрос закрыт. Наконец, европейский Совмин почему-то не вспомнил, что ЕС и Россия в 2004 г. договорились о том, что процесс "модернизации" платежей будет согласован в контексте переговоров между Россией и ЕС по всеобъемлющему соглашению в области воздушного транспорта (то есть, о том же "открытом небе"). Переговоры эти застопорились, а претензии по "транссибири" снова возникают.

Складывается впечатление, что Европа просто давит на Россию или, как принято говорить в некоторых кругах, "берет на понт". Причем, чем дальше, тем этот метод применяется все чаще. И никого в Брюсселе не интересует то обстоятельство, что транссибирские платежи осуществляются на основании двусторонних (еще советских времен) коммерческих соглашений между "Аэрофлотом" и европейскими компаниями, что они вполне удовлетворяют интересам сторон (иначе авиакомпании давно переориентировались бы на другие маршруты) и что Евросоюзу влезать в эти дела вовсе необязательно. Было дело: в 2002 г. Европейский суд постановил, что все двусторонние авиасоглашения должны быть изменены, если в них содержатся ограничения по признаку "национальности" допущенных авиакомпаний. Но и это не повод, поскольку в случае с "транссибирью" дискриминации нет и в помине: летайте, кто хочет, только коммерческое соглашение заключите и сборы платите. Однако это не убеждает европейские власти: они продолжают давить на Россию.

Почему же Россия не давила на Европу, когда та перестала пускать к себе наши самолеты (в том числе Ил-86) под предлогом их "шумности"? Что позволено Юпитеру, то не позволено... сами знаете, кому. К сожалению, Россия продолжает выступать в роли этого животного. И так будет до тех пор, пока она не перестанет в чем-то "как бы зависеть" от Европы. На самом-то деле, сейчас все наоборот: Европа зависит от российских энергоресурсов. Но она умудряется всякий раз так повернуть дело, что вновь Россия оказывается виноватой, зависимой и "разводимой". Сейчас, возможно, все дело в нашем неуемном стремлении в ВТО. Сколько уже под эту "лавочку" уступок добились от нас наши партнеры! Видимо, хотят еще – чтобы уж все свои проблемы с нами решить. И что характерно: они же и подталкивают нас вновь и вновь к столу переговоров по ВТО. Ну как же так, все цивилизованные страны – там, а Россия – нет? Надо стараться!

А оно нам надо? Сегодня уступим по транссибирским платежам, завтра – по доступу к газотранспортной системе и углеводородным месторождениям, послезавтра – от нас опять будут требовать поднять внутренние цены на энергоносители до уровня мировых... В итоге мы лишимся львиной доли своего авиарынка, затем – суверенитета над полезными ископаемыми и инфраструктурой ТЭКа, а затем – и всех естественных конкурентных преимуществ нашей экономики... Как ни крути, а не стоит всего этого членство в ВТО.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей