Итальянская страсть в русском исполнении

Читать в полной версии →
Разобраться в том, как из "дня сурка" произрастает любовь, где найти точку гармонии с миром, если все равно придется умирать, - это достойные, но почти невыполнимые задачи решили на столичной сцене




Мой преподаватель философии в университете постоянно твердил, что "человек себя может считать интеллигентом лишь тогда, когда просмотрел все фильмы Федерико Феллини и без запинки произнес направление в философии под названием "экзистенциализм". К концу обучения мы, естественно, вызубрили трудновыговариваемое слово и просмотрели почти все шедевры итальянского режиссера, не особо понимая, зачем нам это надо. Больше того, с возрастом мы поняли, что в понятие "интеллигент" входит гораздо больше составляющих, нежели чем классика итальянского кино и философия существования. Но в жизни мне очень пригодились те знания, которые дал нам наш философ.

Последний раз, когда пришлось вспомнить фильмы Феллини, произошел на днях – на премьере спектакля "Ноты Нино Роты" в театре Луны. Идея спектакля стара, как мир: любовь, страсть, измена, месть, жизненный выбор и одиночество. То, что не надо объяснять словами, что понятно на уровне интуиции – по взгляду, жесту.

Разобраться в том, как из набора обыденных событий, из "дня сурка" произрастает любовь, почему непреодолимо одиночество даже самого публичного человека - актера, где найти точку гармонии с миром, если все равно придется умирать, - это достойные, но почти невыполнимые задачи. Феллини решал эти задачи способом, на который не отважился никто другой – он экранизировал главные чувства - то, что мы чувствуем миллион раз на дню. Феллини экранизировал подсознание.

Таков и спектакль "Ноты Нино Роты". Он – для космополитов, вне мира, вне политики. Он понятен и широкой славянской душе, и чопорным англичанам, и даже "неграм преклонных годов". Кажется, эту постановку смогут понять и инопланетяне, желающие разобраться в "загадочной душе человека".

Жанр спектакля сложно определить. Вероятней всего – это трагифарс. Мы безответно влюбляемся, нас предают, бросают, люди умирают, их убивают… Это трагедия. Но в жизни и много смешного, фарсового – очаровательные лимитчицы, маленькие истории, которые кажутся нам забавными приключениями. Наши нелепые ошибки, которые потом все равно повторят наши дети... Любовь, ссоры, измены, смерть...

"Ноты Нино Роты" – экспериментальная постановка. Все действо спектакля выстроено на пластике, как некое ностальгическое размышление-воспоминание, атмосфера которого овеяна ароматом незабываемых 60-х и сигает "Femina". Автором постановки выступил известный балетмейстер Олег Николаев. Ему принадлежит идея, он написал либретто, подобрал музыкальное оформление. Он смог передать настроение шедевров Феллини, в его героях легко узнать образы Софи Лорен, Мастрояни, Лолобриджиды и Кабирии. Для этого достаточно посмотреть фильмы итальянского режиссера и послушать завораживающую музыку Нино Роты. И/ или сходить в театр Луны на премьеру "Ноты Нино Рито".

Московский "Театр Луны" представляет премьеру пластического спектакля "Ноты Нино Роты" 13 и 20 апреля.

Марина СЕРГЕЕВА |
Выбор читателей