Конфедерация с Молдавией стала неактуальной темой

Читать в полной версии →
О том, что результаты у переговорного процесса были, начинаешь понимать только тогда, когда из-за авантюрных действий одной из сторон (Молдавии в данном случае) весь переговорный процесс летит к черту




Переговорный процесс, особенно в "горячих точках" бывшего СССР, - это долгий и мучительный процесс выбора наиболее оптимального для конфликтующих сторон варианта дальнейшего существования или сосуществования. Каждый такой конфликт имеет свои особенности: если, например, руководители и народы Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии выступают категорически против любого варианта возврата туда, откуда они ценой крови и лишений выбрались, то Приднестровье (даже не смотря на имевшие место боевые действия) до последнего момента предлагало Молдавии различные варианты обустройства совместного государства - федерация, конфедерация… Что, кстати, говорит о понимании ситуации и дальновидности руководителей Приднестровской Молдавской республики, которые учитывают все факторы - географические, политические, национальные, экономические и т.д.

Тут еще важно отметить вот какой момент: мирные переговоры - вещь незаметная, долгая и кропотливая. Бурных результатов, которым место на передовицах газет, достигнуть ой как порой трудно. (Передовицы - это когда обострение конфликта...) Однако это не означает, что результатов нет вообще. О том, что они были, начинаешь понимать только тогда, когда из-за авантюрных действий одной из сторон весь переговорный процесс летит к черту. Кто бы мог подумать, что у "кишиневской метрополии" были неплохие шансы вернуть вожделенную целостность Молдавии? А ведь были, и еще какие. Только теперь мы можем говорить о них в прошедшем времени, разбирая осколки того, что оставил после себя молдавский слон в посудной лавке мирного диалога.

Президент ПМР Игорь Смирнов предложил Верховному совету республики отменить постановление 1993 г. об образовании конфедерации с Молдавией, об этом сообщает пресс-служба главы непризнанного государства. Данная инициатива уже была обсуждена и одобрена на заседании парламентской комиссии по внешней политике и международным связям. Именно члены этой комиссии рекомендовали на одном из своих пленарных заседаний отменить постановление 1993 г. "Об образовании Молдавской конфедерации".

Как заявил руководитель данной комиссии Сергей Чабан, за прошедшие 15 лет руководством Приднестровья выдвигались различные варианты и предложения по решению статуса ПМР. И это, прошу заметить, при том, что молдавские войска и полицейские части были вынуждены бесславно убраться с левого берега Днестра. Вот как раз одним из возможных способов урегулирования проблемы и было постановление о конфедерации, куда вошли бы Молдавия и Приднестровье.

Было еще постановления Верховного совета ПМР относительно совместной конституционной комиссии, которая просуществовала недолго в 2003 году. Однако, как сказал С.Чабан, с принятием Конституции ПМР, которая обсуждалась на референдуме в республике, все эти постановления сегодня потеряли свою актуальность.

По словам руководителя парламентской комиссии Сергея Чабана, молдавские власти упорно и последовательно отвергли все предложения Приднестровья о федерации или конфедерации, настаивая на унитарном государстве, в котором ПМР могла получить лишь статус автономии. На что, естественно, не согласны сами приднестровцы.

Экономическая блокада, развязанная Киевом и Кишиневом, окончательно расставила все на свои места. А ведь объединение могло быть. Впрочем, как известно, сослагательных наклонений история не терпит, даже новейшая.

По обе стороны Днестра. Краткая история конфликта. Московский Меморандум

Борис АЛЕКСЕЕВ |
Выбор читателей