Страшно умное кино

Читать в полной версии →
Фильм выглядит так, будто его снимал покойный Хичкок, решивший закосить "под Тарантино". По сценарию не менее покойного Кафки. В Нью-Йорке, загримированном под "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" покойного Хантера Томпсона




Счастливое число Слевина (Lucky Number Slevin)
США, 2006
Режиссер: Пол МакГиган
В ролях: Джош Хартнетт, Морган Фриман, Брюс Уиллис, Бен Кингсли, Люси Лью


Все не так просто. Запомните: в этом фильме вещи и персонажи оказываются совсем не тем (и не теми), чем кажутся. Слевина преследуют неудачи: девушки он лишился в результате нелепого несчастного случая, лучший друг, у которого Слевин собирался недельку погостить, пропал из собственной квартиры, ну и в качестве финального подарка судьбы Слевину представляется волнующая возможность расплатиться по счетам пропавшего. С мафией, конечно – причем не с одной, а с двумя конкурирующими преступными группировками. И где-то неподалеку рыщет полиция, подозревающая пропавшего дружка (вернее, возникшего в неудачное время в неудачном месте Слевина) в каких-то темных делах. Ну, и хладнокровный убийца м-р Гудкэт (затянутый в черный костюм Брюс Уиллис) тоже не просто так появляется...

Неудачная неделька, что и говорить. Единственное светлое пятно – знакомство с обворожительной соседкой, патологоанатомом по профессии (Люси Лью), да и то, знаете... как-то это все подозрительно. Голого Слевина вытаскивают из дома, ломают нос, везут на допрос к местному мафиозному боссу по кличке Босс (Морган Фриман), делают предложение, от которого невозможно отказаться... Парой часов позже Слевина вытаскивают из дома, бьют под дых, везут на допрос к местному мафиозному боссу по кличке Раввин (сэр Бен Кингсли) и, конечно, делают предложение, от которого невозможно отказаться. Трогательная деталь: апартаменты мафиозных боссов находятся в двух соседних, совершенно одинаковых небоскребах, и боссы не упускают случая подойти к окну и бросить испепеляющий взгляд на соперника.

Заодно нам успевают рассказать историю одной невезучей семьи, которую в середине 70-х уничтожили за долги, наделанные главой семейства на скачках, трагическую историю лошадки по имени Lucky Number Slevin, порассуждать о способах подмены трупов, продемонстрировать Брюса Уиллиса в инвалидной коляске (и в шляпе!).

На тридцатой минуте зритель начинает чувствовать, что его где-то сильно обманули. Будто над ним, зрителем, ставится какой-то хитрый киноэксперимент. Фильм выглядит так, будто его снимал покойный Хичкок, решивший закосить "под Тарантино". По сценарию не менее покойного Франца Кафки. В Нью-Йорке, старательно загримированном под "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" покойного Хантера Томпсона: ах, эти обои системы "вырвиглаз", которыми, кажется, заклеен весь город.

Персонажи при этом неплохо разбираются в творчестве вышеупомянутых знаменитых покойников (и одного живого реднека из Теннеси), свободно цитируя кино и подвернувшиеся комиксы.

Первый час фильма, таким образом, превращается в восхитительно бредовую киноманскую игру. Слевин даже пытается строить из себя Джеймса Бонда, ошарашивая противников хлесткими фразами – но он, к сожалению, не Бонд и раз за разом получает по носу. Настоящим увесистым гангстерским кулаком. Слевина, правда, это не сильно смущает. Здесь вообще ничего никого не смущает – персонажи не пытаются выглядеть реальными, правдоподобными, или как там положено в триллере. От зрителя совершенно не пытаются скрыть, что перед ним – пародия на триллер. Зверски серьезная пародия с хитро закрученным сюжетом, реверансами в сторону классических нуар-фильмов сороковых, с подменой персонажей, с постоянно возникающими ситуациями "не тот человек не в том месте"... Специфический такой жанр. "Поцелуй навылет" развивал эту тему несколько более аккуратно (хотя там, конечно, было меньше самозабвенной игры в кино и больше – чистой сатиры). С другой стороны, шотландский режиссер – а теперь и сценарист – Пол МакГиган ("Кислотный дом", "Одержимость") не пытается повторить подвигов Гая Ричи с его четырехмерным шизофреническим "Револьвером", за что наше ему большое спасибо.

К исходу первого часа загадки, к сожалению, заканчиваются, и наступает время отгадок. Вот тут-то режиссеру и изменяет чувство юмора, чувство прекрасного и половина других режиссерских чувств. Игры в кино кончаются, начинается проникновенная и душераздирающая история кровавой мести. Не цепляет, увы. Пока в фильме есть тайна, он смотрится прекрасно. Зритель вынужден внимательно следить за происходящим, не отвлекаясь на всякие мелочи типа попкорна и сотовых телефонов; зритель должен, знаете, думать и анализировать разворачивающуюся перед ним киноманскую эпопею. Иначе можно запросто рехнуться – кто все эти люди? О чем они спорят? Что здесь делают эти проблесковые убийства?

Но, увы, сценарист-и-режиссер МакГиган так и не смог выпутаться из собственных сюжетных сетей. Развязка фильма лучше всего описывается словами "затянутая" и "неубедительная". Никакого изысканного издевательства в духе финчеровской детективной истории "Семь" ждать не приходится. А жаль.

Но кино, конечно, неплохое. Отрада киномана. Одни актеры чего стоят – практически каждый из исполнителей ролей первого плана имеет дома красивый значок с надписью "Любимый актер Квентина Т.", а это, знаете, чего-то да стоит. Ну и совершенно потрясающий первый час действа. К сожалению, к нему намертво приклеен второй час. Зато именно в ней нам расскажут, кто такой Слевин, за что пострадала лошадка и зачем Брюсу Уиллису инвалидное кресло. Не все так плохо! Хотя неподготовленного зрителя, конечно, может крепко... ошарашить.

В прокате с 13 апреля

Дмитрий ХОМАК |
Выбор читателей