Зачем финансировать терроризм

Читать в полной версии →
Вчерашний теракт в Тель-Авиве окажет существенное влияние на политическую ситуацию в регионе. Палестинские боевики уже сообщили, что собираются переходить к новым методам борьбы




Вчера был приведен к присяге новоизбранный израильский Кнессет; депутатам предстоит сформировать правящую коалицию, которая в течение ближайших четырех лет будет определять политику страны. А за несколько часов до этого шахид подорвал взрывное устройство в Тель-Авиве, что привело к смерти по меньшей мере 9-ти человек, около 60-ти получили ранения, некоторые – крайне серьезные. Акция смертника была приурочена к Дню палестинского заключенного, а также к двухлетней годовщине ликвидации израильскими войсками лидера движения ХАМАС Абдельазиза Рантиси, обвинявшегося израильтянами в пропаганде террора и совершении ряда терактов. В Иерусалиме по этому случаю прошла немногочисленная демонстрация, участники которой требовали выпустить из заключения убийц министра туризма Израиля Рехавама Зеэви. Требование отпустить палестинцев, отбывающих сроки заключения за террористическую деятельность, постоянно озвучивается руководителями ХАМАС, которые не считают убийство израильтян терроризмом. После вчерашнего теракта пресс-служба движения распространила заявление, в котором утверждается, что проведенная акция – "естественная реакция на непрекращающиеся преступления Израиля против палестинского народа" и должна рассматриваться как проявление "самообороны".

Этот теракт, самый крупный за последние полтора года, окажет существенное влияние на политическую ситуацию в регионе. Мировое сообщество еще раз утвердилось во мнении, что правительство Палестины, возглавляемое ХАМАС, должно признать государство Израиль, отказаться от террористических методов борьбы с израильтянами и соблюдать все соглашения, достигнутые предыдущим палестинским руководством. Пока эти условия не будут выполнены, продолжение мирного процесса невозможно, а следовательно, невозможно и финансирование ХАМАС. Лишившись финансовой поддержки основных доноров (а это около $1 млрд в год), ХАМАСу придется выбирать – либо заставлять жителей автономии жить впроголодь, теряя из-за этого свою популярность, либо пойти на уступки и иметь возможность платить зарплаты и осуществлять социальную поддержку малоимущих. Впрочем, упомянув мировое сообщество, необходимо пояснить, что консолидированную позицию по данному вопросу заняли США и страны ЕС, тогда как мусульманские страны не собираются оказывать давление на ХАМАС. Так, Иран заявил, что выделит Палестине $50 млн в знак солидарности с героическим народом, противостоящим Израилю. Такую же сумму пообещал палестинцам и Катар, причем известие об этом пришло уже после теракта. Россия также не осталась в стороне. Осудив терроризм и призвав палестинские власти "сделать все для пресечения антиизраильских акций, в первую очередь, терактов" официальный представитель МИД Михаил Камынин призвал Израиль "сохранять сдержанность и хладнокровие". Он сообщил, что Россия будет и далее противостоять замыслам тех сил, которые мечтают "до предела накалить и без того непростую ситуацию в палестино-израильских отношениях... и похоронить надежды на достижение такого долгосрочного урегулирования, которое привело бы к созданию Палестинского государства, живущего в добрососедстве с государством Израиль". Одновременно с заявлением Камынина в прессу просочилась информация о том, что Россия готова выделить ХАМАС $10 миллионов.

Через различные благотворительные фонды, а также в виде гуманитарной помощи в Палестину могут быть переправлены весьма значительные средства, которые полностью невозможно проконтролировать. Можно сказать, что вчерашний теракт был бы невозможен, если бы инфраструктура террора не подпитывалась извне. Шахиды по традиции оставляют кассету с записью предсмертного заявления. Эта запись затем демонстрируется в арабском мире, в первую очередь, в Палестине, для того, чтобы страна знала своих героев. Ну а израильские войска в качестве контрмеры разрушают дома, где живут террористы. В свою очередь, семьи шахидов получают щедрую компенсацию за "мученика", отдавшего жизнь за смерть и увечья десятков израильтян, а также за утраченное имущество. Можно сказать, что миллионы, которые приходят в Палестину, тратятся с толком – ведь они расходуются на воспитание патриотизма и гуманитарную помощь семьям, вырастившим настоящих героев. Не ясно только, зачем Россия участвует в этом процессе – на $10 млн можно было бы повысить пенсии старикам или увеличить стипендии студентам. Впрочем, внешнеполитическая линия российской дипломатии становится все более очевидной: если США и ЕС принимают какое-либо решение, Россия солидаризируется с этим решением на словах, но делает все, чтобы воспрепятствовать его претворению в жизнь.

Между тем палестинские боевики уже сообщили, что собираются переходить к новым методам борьбы. Они угрожают начать нападения на евреев и на израильские объекты за границей, чтобы вынудить Израиль освободить из тюрем палестинских заключенных.

Петр ГРИНЕВ |
Выбор читателей