Райское пение рождается пищеводом

Читать в полной версии →
Исследователи разгадали еще одну тайну природы: они узнали, как певчим птицам удается достигать удивительно чистого пения. Оказывается, они используют ту же технику, что и певцы-сопрано




Современная наука полна решимости добраться до сути всего прекрасного, что есть в мире, разобрать его на части и узнать, как оно действует. Не остановившись на разгадках тайн рукотворных шедевров, таких, как звуки скрипки Страдивари или полотна кисти Леонардо, человечество пошло дальше, и сейчас твердо намерено разгадать тайну птичьего пения.

За решение этой задачи взялись исследователи сразу нескольких научных заведений: Университета штата Индиана, Университета Пердью и Австралийского государственного университета. С помощью рентгеновского излучения команда орнитологов и нейробиологов изучила процессы, которые происходят во время пения в горле северного кардинала – птицы, известной очень красивыми трелями. В частности, ученых интересовало, как во время пения изменяется объем и форма горла птицы.

Полученные результаты ученые представили на заседании Национальной академии наук. Нейробиолог Родерик Сатэрс рассказал, каким образом певчие птицы достигают таких звуков, и как именно они регулируют размер и форму голосового тракта, чтобы придать своим трелям необходимую высоту тона.

Исследователи выяснили, что для вариации своего пения птица изменяет объем верхнего пищевода, а также положение гортани птицы и подъязычной кости (V-образной кости, которая находится в горле птицы). Они также обнаружили, что объем верхнего пищевода увеличивается и уменьшается в зависимости от мелодии, которую производит птица, что имеет эффект усиления главного тона и уменьшения громкости обертонов. Таким образом птица достигает очень тонкого, чистого пения, подобного свисту.

Удивительно, но эти "уловки" не являются исключительным свойством певчих птиц. Интересно, что певцы-сопрано используют такую же технику, что и их пернатые "собратья", чтобы увеличить громкость высоких нот и дать возможность публике услышать не только оркестр, но свой голос.

Варвара ЗИМИНА |
Выбор читателей