ФОТО: photo.knedlik.ru |
Седьмая мумия
В случае с пазырыкской мумией все так удачно совпало, что при реставрации и консервации находки применялись почти все передовые технологии. Покрытое непонятными татуировками тело женщины, ее одежда, погребальная атрибутика и даже пыльца растений из захоронения подверглись тщательному анализу. В прошлом году спектральному исследованию подвергли шесть предшествующих пазырыкских мумий – и ахнули. Как и "Кадын", они были покрыты затейливыми татуировками.
Реконструкция мумии проводилась в знаменитой лаборатории Мавзолея. Об алтайских мумиях защищены диссертации, написаны тома исследований, например "Всадники Укока" и "Феномен алтайских мумий". В 2005 г. руководители экспедиции Сибирского отделения РАН получили Государственные премии – не столько за найденные мумии, сколько за весь комплекс многолетних исследований на плато Укок, в ходе которых изучены десятки памятников и получены новые данные, важные для понимания роли их создателей в истории мировой культуры.
Что касается скандального среди алтайской общественности погребения Ак-Алаха-3 (собственно так зовут "Кадын" в научном мире), то оно уникально в первую очередь степенью сохранности всех органических материалов – дерева, войлока, одежды. Редкое погребение такого возраста дает настолько полную картину древнего общества.
Археологи не очень любят слово "загадка". В отношении "Кадын" предпочитают говорить о, возможно, не заурядном социальном статусе женщины. Она была захоронена в богатом погребении с шестью конями, но не в воинской одежде, как это часто бывало в Пазырыкской культуре. Вместе с женщиной нашли искусно покрытые золотой фольгой деревянные изделия. "Принцесса" определенно занимала не последнее место в иерархии своего рода, но ничего более конкретного о ее статусе наука пока сказать не может. Зато не наука может. И говорит.
"Земля дрожала под ногами!"
Фото: photo.knedlik.ru |
Как бы там на самом деле ни было, молва причислила мумию к царственному роду (чего у кочевников с зачатками государственности быть не могло), дала ей алтайское имя Кадын и отвела почетное место в новом религиозном пантеоне. На Алтае активно идет складывание новых религиозных течений на основе традиционного для этих мест шаманизма и нового бурханизма (национальная вера, сочетающая в себе традиционные элементы с буддизмом). В каждом районе есть свои организации шаманистов или бурханистов. Некоторые из их деятелей готовы хоть сейчас прочитать таинственные послания будущим потомкам, зашифрованные в татуировках "принцессы". Лидеры новых религиозных движений постоянно спорят о первенстве, и знание "о мумии" здесь не последний аргумент. Процесс образования новых религий сам по себе не хорош и не плох, но археологи с седьмой по счету мумией оказались крайними.
Главную роль в дестабилизации общественных настроений на горном Алтае, как считает участник раскопок на плато Укок, кандидат исторических наук Константин Банников, сыграли средства массовой информации. После находки пресса запестрела сомнительными сообщениями о чудесах вокруг мумии. Культ "принцессы Кадын" возник на глазах изумленных исследователей буквально из ничего. Фактически, на наших глазах медиа-инструменты конструируют новые сюжеты для квазирелигиозных представлений.
Особенно сильную головную боль у людей науки, причастных к исследованиям мумии, вызвали телевизионные сюжеты о "принцессе" – "Земля дрожала под ногами, когда мумию выкапывали из кургана!" и т.п. вещали из телевизора в сюжетах о "Кадын". Археологи клянутся, что ничего не дрожало, но предвзятое освещение находки сделало свое дело. В конце концов "голубой экран" обвинил экспедицию даже в том, что они "сварили" священную мумию!
История такова. "Принцесса" из Пазырыка мумифицировалась благодаря действию природных факторов. Почти сразу после захоронения, вероятно осенью, в ее склеп под курганом просочились грунтовые воды. С наступлением морозов они замерзли, а насыпанная сверху земля много веков не давала им оттаять. Получился естественный холодильник для трупа. Археологи оттаивали погребение горячей водой. Но СМИ подали информацию так, что археологи-вредители пытались сварить воплощенное божество. И разубедить обывателей в этом невозможно, поскольку перед законами мифотворчества законы физики бессильны.
История, конечно, по-своему комична, но и показательна. Когда научная истина подменяется вещами мифологического порядка, то все становится возможным. И речь идет не только об Алтае, на федеральном уровне мифотворчества, может, не столь откровенного, не меньше. Ну а пока седьмая по счету пазырыкская мумия объявляется богиней и прародительницей, а по ТВ вещают про злобных археологов, покушающихся на святыни.