На весенней волне

Читать в полной версии →
Москва больше не поддается переводу так, как это было в шестидесятые, – она распадается на части, которые нельзя опознать. Питер же можно прошагать насквозь за три часа, там легко потеряться и легко найтись


ФОТО: piter-fm.ru



Питер FM (Россия, 2006)
Режиссер: Оксана Бычкова
В ролях: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Алексей Барабаш, Ирина Рахманова, Владимир Машков, Андрей Краско


Фильм "Питер FM" смотреть легко и приятно. История ди-джея Маши (Екатерина Федулова) и архитектора Максима (Евгений Цыганов) и их питерских "невстреч" если и не оригинальна, то и не совсем тривиальна. Кроме того, автор этой рецензии в юности и сама провела немало приятных минут за пультом коммерческой радиостанции, где играла музыка, не сильно отличавшаяся от саундтрека к фильму.

К нам, конечно, в окно поклонники не лазили, да и вообще окно решеткой было забрано, и студия была каморка два на два. Зато дисков было явно побольше, чем появляется в кадре, и мы себе не позволяли влезать в эфир, даже не отслушав, что в нем происходит. Вообще, тишина в студии – это нонсенс, этого в принципе не может быть, потому что необходимо слышать, что происходит в эфире. Оксана Бычкова, работавшая в начале 90-х в отделе новостей на радио, здесь делает уступку Бычковой-режиссеру и Бычковой-сценаристу. Из фильма вполне можно сделать заключение, что на громадной петербургской радиостанции, плакатами которой заклеен весь город, работают максимум 4 человека, из которых двое сидят в студии по полдня каждый божий день. Авторитетно заявляю, что такое, конечно, возможно, но не больше трех дней подряд, и после этого за кольцами и лимузинами по городу не побегаешь.


Фото: piter-fm.ru

А вот "с этого диска по песне в конце часа" – это мы знаем, это мы проходили. Только человек, работающий на коммерческой радиостанции, по умолчанию принимает правила игры и регулярно на конфронтацию с начальством, которое не всегда столь карикатурно, как в "Питер FM", не идет. И плей-лист меняет по чуть-чуть, исподтишка, максимум по паре песен в час. Хотя, разумеется, все вышеизложенное не имеет никакого отношения к той урбанистической сказке, которая разворачивается на экране.

"Питер FM" должен был выйти в прокат как минимум год назад, когда "Прогулка" Алексея Учителя внезапно вскрыла вакуум на месте молодежных романтических комедий. Бычкова от предшественников не отказывается, в одном из эпизодов к Евгению Цыганову присоединяется его партнер по "Прогулке" Павел Баршак, а одну из героинь так прямо и зовут в кино "на "Прогулку". Кроме того, в фильме, где в проходных ролях появляются Александр Хван, Александр Баширов и Андрей Краско, появляется и культовый питерский адрес – "Третья улица Строителей, дом 1, квартира 12".

Если выйти из блаженного романтического настроения, окажется, что фильм-то – о виртуальных отношениях, которые чуть ли не разрушают совершенно реальные. Героиня отказывается выходить замуж за бывшего одноклассника (Алексей Барабаш), герой решает не ехать по выгодному контракту на выгодную работу за границу – короче, меняют буржуазное благополучие на вольный питерский воздух. Что-то есть в этом воздухе, в серо-стальном свете Невы и туч, в котором выдержаны интерьеры фильма, что снова оказывается удивительно к месту в весенних кинозалах и не имеет отношения ни к правдоподобию, ни ко взрослой прагматичности и морализаторству.


Фото: piter-fm.ru

Два года назад Екатерина Калинина пыталась сделать подобное с Москвой в "Повелителе эфира". То же радио, соединяющее людей крепче ненадежных мобильников, у которых может сесть аккумулятор, которые можно потерять или уронить в реку (но в которых никогда не заканчиваются деньги на счете). Саундрек в том же жанре, те же ночные прогулки, даже похожие герои второго плана – дворники, бомжи, просто странные люди. Но Москва больше не поддается переводу так, как это было в шестидесятые, в работах Хуциева и Данелии, – она распадается на части, которые нельзя опознать. Питер же можно прошагать насквозь за три часа, в Питере можно по три раза на дню встречать совершенно незнакомых людей в трех разных местах города. Короче, в Питере легко потеряться и легко найтись.

Если режиссура дебютантки Бычковой, ученицы Петра Тодоровского, и сценарий, написанный ей вместе с Наной Гринштейн, по большей части инфантильны, а отличная операторская работа Ивана Гудкова и работа художника-постановщика Игоря Коцарева порой чересчур назойлива, это все равно укладывается в растрепанную, свободную атмосферу питерской столицы, города, в котором модно быть молодым.

И если, как ди-джей и критик, я бы могла найти в замысле и осуществлении "Питера FM" еще несколько спорных пунктов, то, как девица половозрелого возраста, входящая в целевую аудиторию фильма, я сказала бы, что артист Цыганов – душка, а наряды у героини Екатерины Федуловой очень точно просчитаны на реакцию "Я тоже хочу такую курточку!". Девицы побеждают критиков и ди-джеев, билеты просьба покупать заранее.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей