ФОТО: museum.ru |
Сын профессионального психолога, он постоянно анализировал творческий процесс, стремясь объединить в своих произведениях два типа мышления, художественный и рациональный. В своих знаменитых "метафизических натюрмортах" художник использовал "школьный" набор простых геометрических форм, которые буквально растворяются в бесконечно игре тонких валеров белого – всеобъемлющего цвета, к которому стремился мастер. Предметы и фон картины у Вейсберга представляют собой единую гармоничную живописную субстанцию, а обнаженные женщины, тающие в белом тумане, выглядят не менее эффектно, чем мраморные античные богини.
По сути, Вейсберг, трудившийся вместе с живописцами либерального толка в левом крыле Московской организации Союза художников, не был строго "неофициальным" художником. И все же его интересы неизменно вращались в области "чистого искусства", автоматически противопоставляя творчество мастера официальной идеологической живописи. На ретроспективной выставке Владимира Вейсберга в залах Музея личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина представлены работы разных лет, которые отражают главные этапы творчества мастера, становления и развития его фирменного стиля, получившего условное название "белое на белом".
Фото: museum.ru |
Та же необъяснимая внутренняя энергия при полном отсутствии внешней экспрессии присуща ранним натюрмортам Вейсберга. Скромные, почти инкубаторские квадраты холстов: "Белая посуда", "Цилиндры и кувшин", "Одиннадцать белых стаканов" – смотрятся почти как иконы, где золотой фон уступил место мерцающему соцветию оттенков белого, а на смену отмененному революцией сакральному образу пришла математически выверенная симфония идеальных геометрических форм.
Впрочем, полотна 1960-х еще только тяготеют к белой палитре. В этот период живописная ткань картины состоит из мельчайших пастозных мазков всех цветов радуги, смешанных с белилами. От этого ранние картины Владимира Вейсберга кажутся скорее серыми. Но уже в следующем десятилетии палитра художника все больше тяготеет к монохромности, толстые мазки, из которых когда-то лепилась форма, уступают место тонкой, полупрозрачной живописи. На смену пятнистому хаосу приходит сплошное белое пространство, пронизанное светом (теперь наоборот, даже сероватые натюрморты воспринимаются как белые), в котором, словно из воздуха, материализуются конуры предметов. Сам художник говорил: "Гармония – некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его". Владимиру Вейсбергу было дано не только ощутить, но и понять.