|
В общем-то, можно сказать, что обе стороны получили именно то, чего хотели. Армения, хотя и согласилась с двукратным повышением цены на российский газ (неизбежным и далеко не самым значительным среди контрагентов "Газпрома"), но зато обрела ценовую стабильность на 3 года. А ведь этот период крайне важен для нее, поскольку в 2007-2008 гг. в стране должны пройти парламентские и президентские выборы, накануне которых любые сюрпризы в области энергоснабжения были бы крайне нежелательными. Пятый блок Разданской АЭС будет продан за $248,8 млн, из которых $188 млн предполагается направить на субсидирование внутренних потребителей газа в течение трех лет. Таким образом, удастся максимально стабилизировать рынок газа на предвыборный период. Кроме того, в Ереване уверены, что "Газпром" не даст своим армянским активам загнуться и будет инвестировать значительные средства в их модернизацию. Так что, по мнению премьер-министра Армении Андраника Маргаряна, это удачная сделка: "Продажа 5-го энергоблока российской стороне не ослабит, а, наоборот, укрепит нашу энергетическую безопасность".
Россия же приобретает в собственность некоторые объекты газовой инфраструктуры Армении, а также недостроенный 5-й блок крупнейшей в республике Разданской ТЭС, возможности которой позволяют говорить об экспорте электроэнергии в третьи страны (о чем тоже говорится в соглашении). Напомним, что первые 4 блока были переданы российской стороне еще в 2003 г. в счет оплаты госдолга Армении по почти символической цене – $31 миллион. Дело в том, что они не обеспечивают должной экономии топлива: на выработку киловатта энергии там тратится 400 г топлива, тогда как пуск пятого блока и дополнительные инвестиции обеспечат снижение затрат до 240 граммов. По новому соглашению, российская сторона обязуется в течение 2-х лет инвестировать в ТЭС порядка $150 миллионов.
Кроме того, Россия, похоже, добилась участия в иранско-армянском газопроводе, по которому иранский газ должен уже в следующем году пойти в Армению, а в дальнейшем, возможно, и транзитом через нее в Европу. Еще 2 года назад Тегеран и Ереван подписали стратегически важное соглашение в области газа. Оно предполагает поставку иранского газа в Армению в течение 20 лет, а для того, чтобы это стало технически возможно – строительство газопровода Иран–Армения. Напомним, что это давний проект, на который обе стороны возлагали большие надежды. Армения хотела получить газ, альтернативный российскому, идущему через Грузию. Иран строил планы выхода на кавказский рынок, а в более отдаленной перспективе – и на европейский, транзитом через тот же Кавказ. Однако Россия не приветствовала появление конкурента в своей газовой вотчине. Лишь недавно она дала "добро" на строительство газопровода Иран–Армения, но и то при условии уменьшения его диаметра, что не даст ему возможность быть транзитным.
Однако теперь "Газпром" сумел проникнуть и в этот проект. Хотя армянская сторона периодически отрицает этот факт, но есть информация, что предприятие "АрмРосгазпромом" получило право выкупить у правительства Армении строящийся на территории республики 40-километровый участок газопровода. Кроме того, армянская сторона обязалась поручить "АрмРосгазпромому" строительство и второго участка протяженностью 197 км, а именно с сооружения этого участка газопровод начнет претендовать на транзитную роль.
Здесь следует объяснить, что представляет собой упомянутое ЗАО "АрмРосгазпром". Эта организация, выступающая приобретателем прав как на газопровод, так и на 5-й блок Разданской ТЭС, – совместное российско-армянское предприятие, в котором "Газпром" и правительство Армении имеют сейчас по 45% акций, а оставшиеся 10% – компания "Итера". Однако после осуществления сделок с активами доля "Газпрома" должна вырасти до 75%, а после сооружения первой и второй очередей газопровода – до 82%. Это даст российскому концерну полный контроль над принятием решений в СП.
Итак, что в итоге? Армения – единственная в СНГ – добилась от "Газпрома" ценовых гарантий на 3 года. Правда, при этом она утратит контроль и право собственности над оставшимися важнейшими энергетическими активами. Причем, учитывая крайнюю незаинтересованность нового собственника в появлении конкурентов, газопровод Иран–Армения вряд ли когда-нибудь станет транзитным. А Россия окончательно утвердилась в армянском ТЭК, не оставив "неохваченными" практически никакие значимые активы. Можно спорить о том, насколько это удачный политический маневр, но с экономической точки зрения тут все оправданно: покупается (отчасти в счет оплаты за газ) перспективное энергетическое предприятие и приобретается контроль над газопроводом, по которому в сферу влияния "Газпрома" может попасть конкурирующий газ из Ирана. А ведь еще в конце прошлого года Армения была готова отдать строительство обоих объектов иранским компаниям. Теперь об этом не вспоминают. Таким образом, Россия четко обозначила перед Тегераном сферу своих экономических интересов, где ничто (по крайней мере, в энергетике) не должно происходить помимо ее воли. Армения стала не только политическим, но и энергетическим "форпостом" России на Южном Кавказе.