Гарантия торговых сетей не гарантирует ничего

Читать в полной версии →
Будьте бдительны, господа, приходя за покупками в различные сетевые магазины. Оказаться обманутыми здесь вы можете ни чуть не меньше, чем на соседнем базаре




Российский потребительский рынок наконец-то наполнился современной бытовой электронной техникой. Прилавки отечественных магазинов электроники ломятся от изобилия товаров, по ассортименту и новизне моделей практически не отличающегося от предлагаемого в странах Европы и США. Более того, розничная торговля бытовой электроникой в России все больше перемещается с рынков и непрофильных магазинов в специализированные торговые сети. По мнению многих экспертов, развитие сетевых магазинов электроники непременно идет на пользу потребителям, ограждая их от некачественных, "серых" и прочих "неправильных" товаров, предоставляя им взамен еще и надежную систему гарантий качества и высокий уровень обслуживания.

До недавних пор верила во все это и моя знакомая (назовем ее Мария). Мария – вольный журналист, увлеченный написанием статей в различные издания на всевозможные жизненные темы. Давно минули те времена, когда основным орудием труда журналиста, помимо собственного таланта, являлись ручка, блокнот и иногда – печатная машинка. Теперь на вооружении "акул пера" (ни о каких перьях, понятно, речи не идет) стоят всевозможные современные компьютеры, цифровые камеры, средства связи и диктофоны. С необходимостью обновить именно этот, стоящий последним по списку предмет и столкнулась Мария. Прихватив меня с собой (видимо, для моральной поддержки) она отправилась на поиски нового диктофона.

Вспомнив о приведенных выше доводах экспертов, отправились мы конечно же не на рынок, а в один из магазинов известной торговой сети "Мир". От огромного выбора товаров разбегаются глаза. Чувство легкой растерянности начинает проходить лишь тогда, когда подходишь к отделу, специализирующемуся на искомом товаре, хотя и здесь сориентироваться довольно тяжело (кто бы мог представить такое где-нибудь в середине 80-х). Оказавшись у стенда с диктофонами, мы решили подозвать продавца и послушать его рекомендации. Вежливый молодой человек в красной фирменной майке широко улыбаясь, обещал нам ответить на все вопросы. Вопросы задавала Мария, я же отошел в сторону, чтобы не мешать их высокопрофессиональной беседе. Я не считаю себя большим специалистом по диктофонам, равно как и по другой подобной технике, но уже с самого начала их разговора, у меня сложилось впечатление, что я в этом не одинок. С трудом удерживая сползающую улыбку, молодой человек говорил весьма общие слова, из чего стало окончательно ясно, что определяться с покупкой нам придется самим. Так, в конечном счете и вышло. И все же, перед тем, как отправиться в кассу, мы задали нашему консультанту последний вопрос – а что с гарантией. "Ну уж с этим у нас все в порядке, годовая гарантия производителя" – с чувством явного облегчения ответил консультант. Удовлетворившись ответом и не потрудившись потребовать разъяснения смысла сказанного, мы оплатили покупку и покинули магазин.

На следующий день, погрузившись в кутерьму дел, я конечно же полностью забыл о нашем визите в "Мир" и знакомстве с тонкостями и неожиданностями "электронного шопинга". Однако, как выяснилось, расслабляться было рано. Ближе к вечеру, мне позвонила Мария и расстроенным голосом заявила о том, что купленный нами днем ранее диктофон напрочь отказывается записывать какие-либо звуки. Вспомнив слова юноши в красной фирменной майке о годовой гарантии и вздохнув по поводу явно теперь уже потерянного вечера, я назначил Марии встречу у вчерашнего магазина.

Сказать, что в "Мире" (или в "Миру") нам с нашей проблемой были явно не рады – это не сказать ничего. Ну и что вы хотите - вопросом на наш вопрос о наших дальнейших действиях ответил другой уже сотрудник магазина. - Это не наш вопрос, идите в сервисный центр.

Поясню, что, памятуя о совершенных днем ранее ошибках, я решил подготовиться к повторному визиту в "Мир" более основательно. По крайней мере, мне удалось раскопать в Интернете, соответствующую нашему случаю часть Закона "О Защите прав потребителя", в соответствии с которой: "потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек и кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром". Сказанное в законе вполне устраивало Марию, так как диктофон ей был действительно очень срочно нужен, но естественно, исправный.

Обменивать неисправный диктофон на работающий, в магазине нам наотрез отказались. В ответ, на мое дилетантское замечание о том, что такой обмен предусмотрен законом, мне было указано, что несчастный диктофон является технически сложным товаром, на который распространяется гарантия и замене и возврату денег он не подлежит.

В сервисном центре "Мира" нас с порога сразили вопросом: а что вы с ним (с диктофоном) делали? Попыталась использовать по назначению – ответила Мария. Да нет, не может такого быть, вы наверняка его роняли на пол, или пытались разбирать – не унималась строгая дама из сервисного центра. Поняв, что презумпция невиновности здесь не в чести, я поинтересовался у строгой дамы, о том, чего же нам делать дальше. Ладно, уж так и быть, сменив гнев на милость произнесла она, диктофон мы отправим на экспертизу, товар все-таки технически сложный. Я не знаю чем так технически сложно устройство диктофона стоимостью около $70, но то, что было сказано дамой дальше, потрясло меня до глубины души. Экспертиза разберется, что вы делали с диктофоном, если это заводской брак, его отправят в ремонт, а если же вы сами его сломали, то мы взыщем с вас еще и стоимость проведения экспертизы.

Будучи уверенными в несовершении нами каких-либо противоправных действий по отношению к несчастному диктофону, мы приняли предлагаемые условия. После завершения всех необходимых формальностей, нас и ожидал еще один сюрприз. На робкий вопрос Марии о том, когда же закончится экспертиза, строгая дама, с чувством победителя произнесла: "двадцать дней положено по закону, а там кто знает". Дама, как в воду глядела, по прошествии двадцати дней, в сервисном центре, нам сказали, что диктофон на экспертизу так и не отправлен, ввиду того, что нерационально вести один аппарат и необходимо подождать, когда ему будет составлена компания из других таких же несчастных приборов.

Ждать у моря погоды Мария явно не могла. Наплевав на уже потраченные деньги, а так же на советы экспертов, не покупать "технически сложные" товары абы где, новый аппарат мы купили, буквально в двух шагах от "Мира" в подземном переходе, в маленьком ларечке торгующем сотовыми телефонами и прочей мелкой техникой. Эпилог Не так давно, мне позвонила Мария и рассказала замечательную историю о том, что на днях, ей позвонили …из сервисного центра "Мира" и сказали, что в злосчастном первом диктофоне действительно был обнаружен производственный брак и аппарат отправлен в ремонт. "Простите, но мне уже не нужен ремонт, - заявила Мария, - верните мне, пожалуйста, мои деньги". "Этого сделать мы не можем – резко изменившимся голосом заявили на другом конце провода". "Тогда спасибо, - ответила Мария и …положила трубку. Рассказанная Марией история не давала мне покоя и заставила обратиться за консультацией к юристу. После разговора с ним стало ясно, что в ходе всей этой "эпопеи" с диктофоном, Мария и я были несколько раз обмануты, посредством достаточно вольной трактовки реально существующих законов. Не буду вдаваться в подробности и заострять внимание на том, где мы повели себя неправильно, а где нас явно обманули, замечу лишь одно – на своем примере я убедился, что громкое имя торговой организации, не страхует покупателя ни от чего. Так что будьте бдительны, господа, приходя за покупками в различные сетевые магазины. Оказаться обманутыми здесь вы можете ни чуть ни хуже, чем на соседнем базаре.

Кстати, купленный в переходе диктофон работает у Марии и поныне.

Василий РЫБКИН |
Выбор читателей