Воровство как новая субкультура бизнеса

Читать в полной версии →
По оценкам экспертов, потери от всех видов воровства, в том числе внутрикорпоративного, выросли за последние 2 года в 2-3 раза и порой достигают одной пятой себестоимости продукции.




В России, как известно, воровали всегда. Однако, в последние годы, по мнению некоторых аналитиков, ситуация ухудшилась драматически. По их оценкам, потери от всех видов воровства выросли за последние два года в 2-3 раза и в отдельных видах деятельности достигают одной пятой себестоимости продукции. В частности, увеличились масштабы воровства внутри коммерческих корпораций, причем в самых разных сферах и компаниях.

"В дополнение к классическому несуну советской эпохи, который действовал на грани спортивного интереса и был готов со стройки вынести ведро с жидким цементом, которое застывало тут же за воротами, у нас расцвело воровство менеджеров. Фактически уже можно говорить о качественно новом явлении – "экономике отката", в которой контракты заключаются преимущественно за взятку. Массовое воровство менеджеров, а не только рабочих, как в СССР, стало бичом бизнеса, причем бороться с ним в условиях коррумпированности судов невозможно в принципе", - считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Также заметно повысилось число краж при транспортировке грузов. При подходе к некоторым российским портам из вагонов исчезает до 5% экспортного груза регулярно. А попытки установить свою охрану сопровождаются тем, что поезда загоняют в тупики и маринуют там или загоняют на горки, а потом спускают их без тормозов. По сути, отмечает эксперт, в последние годы в России возникла новая субкультура – субкультура массового и повсеместного воровства.

Причин тому, как водится, сразу несколько. С одной стороны, виновато само государство, своим отношением к частному бизнесу подающее не самый лучший пример согражданам, привыкшим воспринимать действия властей, как пример для подражания: "Делай, как я!". Если для государства бизнесмен – враг народа, то почему работник этого бизнесмена должен относиться к нему иначе? А у врагов народа воровать не зазорно. С другой стороны, продолжается процесс расслоения населения и безумный рост доходов богатых людей на фоне стагнации, а то и вовсе падения уровня жизни большинства их соотечественников. В нашей стране 88% жителей до сих пор испытывает нехватку денег на приобретение простой бытовой техники, а 13% не хватает средств даже на покупку еды. В условиях, когда Россию заливают потоки нефтедолларов, социальное неравенство вызывает растущий протест тех, кому не повезло стать олигархом. При этом возможности для карьерного роста, позволяющего хотя бы приблизиться к заветному "пьедесталу", практически отсутствуют – в современной России перекрыты "социальные лифты" для значительной части успешных работников. Соответственно, делать карьеру сложно, а моральную неудовлетворенность своим общественным и финансовым положением приходится компенсировать иными путями, в том числе, при помощи банальной кражи.

Об отношении российского общества к данной проблеме, наглядно свидетельствует занимательная статистика: по данным Фонда "Общественное мнение", 71% населения страны убеждены, что в России нельзя заработать большие деньги честным путем. Но при этом, если сопоставить данную цифру с количеством людей, которые хорошо относятся к богатым, получается, что как минимум треть россиян, будучи уверены в нечестном приобретении значительных капиталов, хорошо и даже очень хорошо относятся к людям, обладающим этими деньгами.

Еще одна причина присвоения сотрудниками собственности компаний – ощущение безнаказанности. Даже отечественный Уголовный кодекс благоволит корпоративным воришкам. У бизнесменов, обнаруживших нечистоплотность своих служащих, практически нет шансов отправить их на скамью подсудимых с помощью государственных органов. "Дело в том, что у нас очень странное законодательство, - поясняет советник Председателя Конституционного Суда РФ Владимир Овчинский. - Такое оперативно-розыскное мероприятие, как оперативный эксперимент, разрешено осуществлять только в отношении тяжких и особо тяжких преступлений, а их круг очень небольшой и все, что совершается внутри компаний, в основном к таковым не относится. Так что даже если обратятся бизнесмены в правоохранительные органы, чем они им помогут? Они не имеют права провести оперативный эксперимент (установить спецтехнику, провести скрытое видеонаблюдение), потому что это запрещено законом об оперативно-розыскной деятельности".

Впрочем, не все эксперты столь мрачно взирают на сложившуюся ситуацию. По мнению руководителя социологической группы "ЦИРКОН" Игоря Задорина актуальность проблемы воровства объясняется не катастрофическим ростом его масштабов, а стабилизацией экономической ситуации. И если раньше главной задачей бизнеса было элементарное выживание, то теперь на первый план выходят вопросы качества жизни, снижения издержек, повышения эффективности. "Можно говорить о том, много или мало тащили в разные времена, но само явление было всегда. Однако до недавних пор эта проблема не являлась такой острой для бизнеса, уходила на задний план, потому что главными проблемами были другие. В начале 90-х годов наиболее волнительным для бизнеса было отношение с властью, административный ресурс, само существование бизнеса. Потом проблематика передвинулась в сторону инвестиций, кредитов, рынка, клиентуры, маркетинговые вопросы становились важными. Наладили в той или иной степени и это. И тут вдруг выяснилось, что самой проблемной стороной бизнеса является персонал, главный ресурс производства, что люди не хотят работать, да еще и воруют. Примечательно, что, столкнувшись с этой проблемой, многие бизнесмены испугались больше, чем пугались раньше, сталкиваясь с проблемами инвестиций, кредитов и рынка по той причине, что они не представляют, как ее решать", - отмечает эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается и исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая: "В настоящее время многие компании решают задачи оптимизации бизнеса и построения эффективных бизнес-процессов. В процессе решения этих задач часто обнаруживаются скрытые проблемы, связанные с персоналом, и воровство – одна из них. Таким образом, проблема не в том, что сотрудники стали больше воровать – скорее, руководители и владельцы компаний стали обращать на это больше внимания. К тому же, если раньше, в период активного развития бизнеса, воровство сотрудников списывалось на неизбежные расходы, и у компаний просто не хватало времени, чтобы отладить этот процесс, то впоследствии стало очевидным, что экономия при отсутствии или снижении воровства может быть значительной и действительно увеличить доход компании.

Второй причиной, на мой взгляд, может быть активный процесс передачи полномочий от владельцев наемным менеджерам, существующий в настоящее время. Практика мирового бизнеса показывает, что процесс такой передачи - сложный и трудоемкий, и что контроль со стороны владельца является отдельной тяжелой задачей. Усиленный контроль может привести к демотивации наемного менеджера, но снижение контроля - к неизбежным проблемам и злоупотреблениям, разновидностью которых является воровство. Достаточно сложно просчитать все моменты работы компании, где возможно воровство, и, к сожалению, наемные менеджеры часто находят ''недоработки системы''.

В любом случае наличие подобных моментов свидетельствует о том, что бизнес-процессы в компании не налажены, и, безусловно, ситуацию можно решить, внимательно продумав и проконтролировав все возможные утечки. Конечно, существуют и дополнительные способы борьбы с воровством, одним из которых является грамотно построенная корпоративная культура. Если сотрудники воспринимают бизнес как свой собственный, а финансовые схемы в определенной степени открыты и понятны персоналу, то уровень воровства будет ниже. Однако не стоит думать, что он будет совсем сведен к нулю - система контроля также необходима. К воровству склонны самые разные категории персонала, но, в первую очередь, это демотивированные сотрудники, обиженные на компанию и не лояльные ей".

Выбор читателей