Польские сантехники оккупировали Лондон

Читать в полной версии →
В Лондоне в местной сфере обслуживания поляки вытеснили азиатов и арабов, но отнюдь не британцев. А вот где теперь работают потесненные азиаты? Трудно сказать




Недавний Первомай наши бывшие братья по соцлагерю встречали с особыми надеждами. При расширении ЕС два года назад был установлен мораторий на открытие рынка труда "старых" членов Евросоюза для пополнивших его ряды стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Все барьеры на пути трудовой миграции были сняты только в отношении Кипра и Мальты, но не в отношении Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и стран Прибалтики. Пятнадцать старожилов ЕС получили право сохранять ограничения на трудоустройство у себя "новых европейцев" в течение 2 лет с возможностью продления этих ограничений сначала на 3, а затем – "в порядке исключения" – еще на 2 года. Таким образом, максимальная продолжительность моратория – семь лет: 1 мая 2011 г. свободное перемещение рабочей силы охватит все 25 стран нынешнего ЕС. Только три государства – Великобритания, Ирландия и Швеция – правом на мораторий не воспользовались и открыли свои рынки труда для восьми стран ЦВЕ сразу после их вступления в Евросоюз.

До 1 мая с.г. страны "старой" Европы должны были определиться, кто из них, вслед за указанной тройкой, полностью откроет свой рынок труда для восточноевропейских гастарбайтеров. В итоге на это решились лишь четыре страны – Испания, Португалия, Греция и Финляндия. Остальные 8 государств "старого" ЕС оставили свои двери закрытыми либо приоткрытыми лишь частично – они сохранили прежний порядок, при котором мигранты из ЦВЕ могут работать только при наличии соответствующих разрешений. Примечательно, что в эту группу в полном составе входит шестерка стран, образовавших в свое время "Общий рынок", из которого и вырос Евросоюз в его нынешнем виде.

Вопреки мнению Еврокомиссии, большинство старожилов ЕС (особенно те из них, которые отличаются особой зарегулированностью рынка труда - прежде всего Германия и Франция) по-прежнему опасаются ликвидировать существующие барьеры. Правда, возможно, в скором времени таковые уже не будут большинством: дискуссии об открытии рынка труда продолжаются в Нидерландах, где правительство выступает "за", но парламент пока колеблется. Несколько дней назад голландский министр по делам европейской интеграции Атзо Николаи выразил надежду, что национальный рынок труда все же будет открыт для стран ЦВЕ с 1 января 2007 г., но подчеркнул отсутствие здесь каких-либо гарантий.

В других государствах ЕС, сохраняющих ограничения, в ближайшие три года в данной сфере возможны лишь некоторые послабления. Так, Италия сохранила специальную квоту на привлечение рабочей силы из ЦВЕ, но увеличила ее в два раза. Бельгия и Люксембург проявляют готовность к частичному открытию своего рынка труда – в отдельных секторах. Для работы на территории этих стран "новым европейцам" по-прежнему необходимо получать специальное разрешение, распространяемое лишь на рабочие места, на которые мало охотников среди местного населения.

Франция и Дания, также сохранившие ограничения на свободное перемещение рабочей силы из ЦВЕ, заявляют о планах поэтапной их отмены. В марте с.г. французское правительство объявило, что намерено приступить к "постепенной и регулируемой отмене ограничений" на рынке труда "по секторам деятельности". Но сколько еще пройдет времени, прежде чем "польский сантехник" сможет свободно трудоустроиться в Париже – неизвестно. Датский министр труда Клаус Хьорт Фредериксен также уверяет, что постепенно ограничения будут сниматься. Германия и Австрия – самые непреклонные в данном вопросе. Эти государства объявили о намерении пользоваться своим правом - не пускать к себе "лишние" рабочие руки - до самого последнего момента, то есть до 2011 года. При этом они ссылаются не только на тяжелую ситуацию на своих рынках труда, но и на свое географическое положение, отличающееся, дескать, от положения тех же Великобритании или Португалии. Впрочем, Берлин и Вена вроде бы тоже готовы чуточку ослабить действующие ограничения, но пока исключительно на словах.

Как и прежде, "старая" Европа объясняет свою осторожность высокой безработицей. Между тем многие экономисты полагают, что открытие рынка труда ЕС-15 не несет серьезной опасности, поскольку восточноевропейцы, также как иммигранты из других регионов, в основном берутся за такую работу, на которую местные жители не претендуют, и тем самым просто заполняют существующие на рынке вакансии. В специальном докладе на этот счет, подготовленном Европарламентом, приводится пример Великобритании, где за два года после расширения ЕС трудоустроились 344 тыс. человек из Центральной и Восточной Европы, главным образом из Польши (3/4 всех прибывших). Однако они заняли те ниши на местном рынке, которые практически не интересуют самих британцев – в сфере услуг, ЖКХ и так далее.

Тем, кто бывал в Лондоне до 2004 г. и сейчас вновь оказывается в британской столице, особенно бросается в глаза резкая перемена в типаже лиц продавцов, официантов, таксистов. В местной сфере обслуживания поляки вытеснили азиатов и арабов, но отнюдь не британцев. А вот где теперь работают азиаты – трудно сказать. В марте 2006 г. британское правительство объявило о новой балльной системе оценки иммигрантов. Это нововведение, вызвавшее недовольство индийской и пакистанской общин, практически закроет дорогу для низкоквалифицированных иммигрантов из развивающихся стран.

В феврале с.г. Еврокомиссия опубликовала отчет, в котором оценила эффект миграции с востока на запад Евросоюза как "исключительно положительный". По оценкам ЕК, опыт Великобритании, Ирландии и Швеции показал, что приток рабочей силы из ЦВЕ не только не подорвал местные рынки труда, но, напротив, способствовал расширению занятости и росту национальных экономик. Всего в эти три страны за два года перебралось свыше полумиллиона человек (в Ирландию к 1 января с.г. – 160 тыс., в Швецию – порядка 20 тыс.) – значительно больше, чем официально прогнозировалось (хотя это все же не тот наплыв, которого неофициально опасались). Экономике такой приток рабочих рук пошел лишь на пользу. В своем отчете Еврокомиссия рекомендовала и другим государствам ЕС не ждать 2011 г. и уже сейчас отказаться от моратория на передвижение рабочей силы из новых стран-партнеров.

Однако, как мы сказали, призывам ЕК и Европарламента вняли немногие, и один из основополагающих принципов декларативно единой Европы – свободное перемещение рабочей силы – в полной мере действует лишь в западной части континента. Таким образом, "новые европейцы" де-факто все еще остаются "европейцами второго сорта".

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей