|
Шувалов признает, что накануне саммита "сложилась не лучшая атмосфера". Что правда, то правда: никогда прежде общественная дискуссия в преддверии этого форума не велась столь интенсивно и столь жестко. Многочисленным критикам как внешней, так и внутренней политики России, G8 показался удобным случаем примерно высечь, по их мнению, чересчур уж устойчивый режим Владимира Путина. Главное направление для тарана было определено еще зимой, в разгар энергетического спора Москвы и Киева за цены на поставку Украине российского газа. И в Европе, и в Америке тема показалась перспективной, тем более что Россия, готовясь к главной теме саммита "большой восьмерки" - энергетическая безопасность мира – определенно заявила о себе как об энергетической супердержаве. Такой посыл был однозначно истолкован Западом как свидетельство растущей самостоятельности Москвы, ее претензий войти не только де-юре, но и де-факто в круг "избранных".
Твердо заявленной позицией Россия не могла не наткнуться на враждебную настороженность Запада. По мнению Шувалова, вокруг страны сложилось резко негативное информационное поле, которое давит, и "поэтому есть опасность, что весь саммит будет рассматриваться через это поле, а не через инициативы, которые предлагает Россия". Стало очевидно и другое: нанятая правительством американская PR-компания "Кетчум" вряд ли успеет за оставшееся до саммита в Санкт-Петербурге время как-то переломить эту ситуацию. Во всяком случае, анализ западных СМИ показывает, что России предъявляют все тот же набор обвинений, ни сколько не меньше прежнего. "Может ли помочь западная PR-кампания — большой вопрос", — сказал Шувалов журналистам. По его мнению, "если бы такая работа была построена за 2-3 года, тогда можно было бы сформировать эффективный и позитивный имидж".
Очевидно, что сама по себе проблема энергетической безопасности, или - в интерпретации российских партнеров по G8 - проблема энергетической монополии России на европейском континенте, достаточно остра для того, чтобы ею на саммите и ограничиться. Владимир Путин вряд ли горит желанием держать оборону по всем фронтам. Тем более что положенный в этом смысле залп по Западу он уже сделал в своем Послании обеим палатам российского парламента .
Шувалов считает, что все вопросы, по которым главам МИД стран-участниц G8 не удастся накануне встречи в Санкт-Петербурге прийти к согласованным позициям, могут быть переданы лидерам государств, и те вправе поставить их на обсуждение. "Но мы не планировали включать их в повестку дня - считаем это неправильным", - отметил помощник президента. "Политически самый главный выход, чтобы после саммита на волне обостренных сейчас обсуждений о том, что такое Россия, восприятие России было таким, что Россия это очень сложный партнер, который в конечном итоге разделяет все наши ценности", - говорит Шувалов.