ФОТО: AP |
С этой точки зрения игра российской хоккейной сборной на чемпионате мира в Латвии очень показательна. Как, впрочем, и ее выступление на Олимпиаде в Турине. Алгоритм один: неплохая, порой даже яркая игра на предварительном этапе, затем при столкновении с сильным соперником проблемы начинают активно выходить на всеобщее обозрение, а далее следует поражение от сильного соперника. Только в Турине команда Владимира Крикунова все же смогла войти в четверку, а в Риге не удалось и этого – Россия вылетела в четвертьфинале и оказалась, в общем-то, на своем месте, в компании с Белоруссией, Словакией и США. При всей разномастности этого общества.
Можно ли сказать, что у России в Риге была плохая команда? Да нет пожалуй. На ее основе вполне можно строить новую сборную. Но проблема ее была в нескольких очень важных вещах. Во-первых, команды как таковой все же не получилось. Не приехали некоторые сильные игроки из числа тех, кто участвует в российском чемпионате. Про заокеанских россиян мы уже, видимо, и не говорим. Но был шанс в их отсутствие выстроить сборную по командному принципу – из сыгранных троек тех команд, что вошли в четверку лучших в России. И шанс этот, увы, не был реализован. В результате команды не оказалось, и у Крикунова был просто набор неплохих, но не самых лучших игроков.
Во-вторых, так и не удалось решить вратарскую проблему. Эта позиция у России так и не была "закрыта", а замена удачно, в целом, игравшего в первых играх Сергея Звягина на недавно перенесшего операцию Максима Соколова теперь кажется явной ошибкой тренеров.
В-третьих, в этой непростой ситуации в сборной России не нашлось игрока, который бы сумел стать очевидным ее лидером. Особенно это стало заметно после травмы Харитонова – заменить его, по сути, оказалось некем. Сумбурная игра Овечкина в решающей встрече с чехами и несколько моментов, не реализованных Малкиным, тому подтверждение.
Фото: AP |
Примерно то же самое вышло и в четвертьфинале. Нетрудно было догадаться, что матч против чехов, да еще и в Риге, будет ознаменован отчаянным сопротивлением соперника, основанном на давней и взаимной неприязни хоккейных школ наших стран, а также отчаянным болением всего зала против российской сборной – по причинам геополитическим. Не будем вспоминать противостояние сборных ЧССР и СССР времен Холечека и Коноваленко, Недомански и Якушева, Сухи и Рагулина, Глинки и Харламова. Достаточно посмотреть на "олимпийские противоречия" последних лет. 1998 г., Нагано – в финале Чехия победила Россию. 2002 г., Солт-Лейк Сити - Россия не пустила Чехию в четверку. 2006 г., Турин – россияне проигрывают чехам в матче за третье место. Следовало ждать и в рижском матче отчаянной борьбы. Она и получилась, но в самые ответственные моменты россиянам не хватило, простите за банальность, мастерства и воли к победе. И в том моменте, когда Россия играла впятером против троих чехов, и в овертайме, когда каждый из игроков команды Крикунова чуть-чуть недоработал, а в результате случилось непоправимое.
Выстроить команду, играющую в свой, отличный от других, яркий и узнаваемый хоккей Крикунову не удалось. Причем дважды: ни в Турине с легионерами из НХЛ, ни в Риге – практически без них. Это уже система – и, в принципе, верно, что тренер покидает свой пост, как это было обещано еще до Турина.
Что делать? Прежде всего надо понять, что этим чемпионатом мира завершилась целая эпоха российского хоккея. Эпоху, когда ФХР руководил Александр Стеблин, можно смело назвать эпохой безвременья. Но и перемены в ФХР пока – дело непонятное. Надо для начала поинтересоваться позицией нового руководства Федерации, поглядеть, какую программу представит на суд общественности Владислав Третьяк. Затем кропотливо восстанавливать полностью разрушенную работу с НХЛ – подписывать коллективный договор, общаться с нашими заокеанскими звездами, понемногу возвращать им веру в то, что они в российской сборной всегда будут приняты с радостью. Искать тренера, способного работать одновременно и с легионерами, и со здешними игроками. Ну и, конечно, брать из нынешней сборной все самое лучшее – например, искать постоянного партнера для Малкина с Овечкиным, хотя, конечно, сейчас невозможно понять, будут ли они играть на будущий год на чемпионате мира в Москве или нет.
Подозреваю, что восстановить наш хоккей за один год, оставшийся до этого чемпионата, невозможно. Но можно очень и очень постараться хотя бы наладить игру главной команды страны. Слово за Третьяком!