|
Неслучайно несколько дней назад Уильям Тейлор, выдвинутый президентом Джорджем Бушем на должность нового посла США в Украине, выступая в Конгрессе, заявил, что Украину примут в НАТО уже к 2008 году. Правда, в администрации Буша чуть подкорректировали сроки, заявив о том, что переговоры о вступлении Украины начнутся после выполнения плана, рассчитанного на три года. Но в Белом Доме мало кто сомневается, что Киев постарается выполнить все рекомендации и требования с явным опережением графика. Наконец, все сомнения были сняты во время вчерашнего телеобращения к участникам конференции генерального секретаря альянса Яапа де Хооп Схеффера, который пообещал лично сделать все, что от него зависит, для интеграции Украины в НАТО. Это означает только одно – на самом деле Украину уже приняли в НАТО заочно, а сама процедура будет оформлена позднее по нескольким причинам. В Брюсселе и Вашингтоне уже не волнуются по поводу формирования нового правительства Украины, потому что уяснили: даже особое мнение украинской оппозиции не сорвет дрейф Киева в атлантическую гавань.
Во-первых, в Брюсселе сделают все для того, чтобы сам "официальный", то есть протокольный процесс приема растянулся на более длительный срок из-за отрицательного отношения к этому факту не только больше половины украинцев, но и большинства россиян. Во-вторых, Киеву все-таки предстоит серьезная законодательная и организационная работа, а когда Верховная Рада заработает - одному создателю известно. Первым делом Брюссель ждет от Украины ратификации меморандума о взаимопонимании относительно стратегических ядерных перевозок. По мнению г-на Колстона, этот документ будет ратифицирован, так как "отвечает интересам Украины и Альянса". Правда, рассматривать меморандум должен парламент, который никак не может приступить к работе. Этот факт уже раздражает Виктора Ющенко, подписавшего в прошлом месяце целевой план " Украина – НАТО" на 2006 год.
Но если депутатам только предстоит реализовать пакет законодательных актов по интеграции Украины в НАТО, то военные давно предпринимают конкретные шаги. По мнению аналитиков, Минобороны Украины сейчас выступает чуть ли не главным лоббистом вступления страны в альянс, рассчитывая на то, что государство пойдет на массированные вливания в оборонную сферу, резко повысив социальный статус военнослужащих. Оптимисты в военном ведомстве Украины и окружении главы МИД Бориса Тарасюка – самого рьяного сторонника вступления - не обращают внимания на предостережения скептиков. А опасения сводятся к трем ключевым моментам: окончательному ухудшению отношений с Россией, сокращению офицерского состава и похоронам украинского ВПК. Вхождение в НАТО на самом деле будет означать ликвидацию оборонной промышленности Украины по примеру стран Восточной Европы. Предприятия, ориентированные на интеграцию с российской оборонкой, будут остановлены, что чревато проблемами с наполнением бюджета. Но об этом, судя по всему, в Киеве не думают вообще.
В тот момент, когда военные эксперты приступили к уточнению планов по интеграции Украины в НАТО, подходили к концу украинско–американские военные учения, на которых, как сообщила пресс-служба Минобороны Украины, отрабатывалось взаимодействие штабных и армейских подразделений двух стран при проведении совместных операций. Совместная военная стратегическая игра "Потомак-Днепр-2006" проводилась в Национальной академии обороны Украины, где генералы и офицеры Генштаба Вооруженных Сил Украины и Объединенного комитета начальников штабов армии США просчитывали вариант обострения ситуации в кризисном районе условного государства, рассматривали ввод миротворческих сил, постановку боевых задач и оценивали потребность в технике и личном составе. Стоит отметить, что аналогичная военная игра " Потомак-Днепр" с участием штабных офицеров Вооруженных Сил Украины и США состоялась в Вашингтоне четыре года назад. На этот раз разработка миротворческой операции предназначалась лишь для демонстрации. За закрытыми дверями военные США и Украины договаривались о том, что делать в случае возможного конфликта, в который, возможно, будет втянута Украина на постсоветском пространстве.
Военные эксперты почти единодушны во мнении – вступление Украины в НАТО кардинально изменит соотношение сил в Европе и военную политику России в частности. Речь идет о том, что Москва просто будет вынуждена разворачивать новые системы вооружений на западных рубежах, в обход или же игнорируя ранее достигнутые договоренности об ограничении этих вооружений. Даже в Киеве прекрасно понимают, что вступление в НАТО автоматически снимает с России все обязательства перед Украиной. Ведь все обещания, данные Москвой во всевозможных договорах, относились к внеблоковой Украине, а значит, при изменении ее статуса, могут быть денонсированы. Гарантировать неприкосновенность Украине, как члену НАТО, Россия уже не сможет. На этом фоне нынешняя политика официального Киева выглядит как открытое предательство. Виктору Ющенко не подходит камуфляж изворотливого Кучмы. Оборонная доктрина России исходит из того, что 1000 км юго-западной границы являются нейтральной территорией, что гарантировал внеблоковый статус Украины. Поэтому Москва и не имела здесь оборонительных систем. Теперь же России придется тратить колоссальные средства (по оценкам экспертов, сотни миллиардов долларов) на организацию обороны и прикрытие границы с Украиной.
По мнению аналитиков, с изменением статуса Украины изменится и сценарий возможного конфликта в регионе. Как считает украинский эксперт Владимир Рыжов, исходя из характера современных войн, 300 км от границы внутри страны являются зоной сплошного поражения. "Если Украина внеблоковая страна, то, в случае войны, вглубь Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии и России на 300 км будет выжженная пустыня. Случайно может пострадать наша Волынь, - рисует один из сценариев Рыжов. - Если Украина входит в военно-политический блок с Россией и Белоруссией, то, в случае войны, вглубь Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, России и Украины (Волынская, Закарпатская, Львовская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Тернопольская, Винницкая и Одесская области) на те же 300 км не останется камня на камне. А вот если Украина входит в НАТО, то весь ее север и восток, а также восточная часть Крыма будут полностью разрушены в ходе гипотетических боевых действий. Закарпатье, Галичина, Буковина, Винничина и Бессарабия при этом не пострадают. Так что самый благополучный вариант – это внеблоковость страны".
Пока постсоветская Украина переживает войны иного характера – газовые. Конфликт по поводу цены за газ вот-вот вспыхнет с новой силой, а Вашингтон уже два или три раза словами официальных представителей Госдепа заявил о полной поддержке действий официального Киева. Словом, за океаном дали понять, что благосклонно воспримут любой, даже откровенно недружественный по отношению к России шаг украинской элиты. Что, собственно, уже было не раз, когда претензии Москвы в воровстве российского газа Украиной воспринимались как энергетический шантаж России. В любом случае Москва не имеет на юго-западе адекватного и искреннего партнера, и поэтому будет сворачивать сотрудничество с Украиной во всех сферах, включая энергетическую. И тогда газовый конфликт – далеко не последний.