|
Явка избирателей оказалась высокой – более 87%. Для положительного решения о выходе из СиЧ необходимо, чтобы за это проголосовало более 55% от числа принявших участие в референдуме. Официальные итоги плебисцита будут подведены к вечеру понедельника, однако по предварительным неофициальным данным за отделение от Сербии высказались более 56% принявших участие в референдуме.
Черногория оказалась единственной республикой СФРЮ, которая не захотела отделиться от Сербии в начале 1990-х годов. В 1992 г., когда на пространстве бывшей Югославии шли сразу несколько вооруженных конфликтов, в Черногории состоялся референдум, в ходе которого 95,98% проголосовавших высказались за то, чтобы остаться в союзе с Сербией. Тогда же Черногория вместе с Сербией образовала новое государство – Союзную республику Югославия (СРЮ). Но на протяжении всех 90-х СРЮ испытывала один кризис за другим. Началось все с экономических трудностей, вызванных эмбарго со стороны Запада (и России в том числе) за поддержку Югославией сербов в Хорватии и Боснии. Далее последовал кризис власти – падение авторитета Слободана Милошевича, и полный коллапс – бомбардировки НАТО.
Агрессия НАТО, последствия санкций и падение режима Милошевича в 2000 г. предопределили судьбу СРЮ, ликвидированной 4 февраля 2003 года. В тот же день было провозглашено образование Государственного сообщества Сербии и Черногории (СиЧ). Республики были провозглашены независимыми государствами, но сохранили ряд общих структур. Были созданы общий парламент и правительство из 5-ти министерств: иностранных дел, обороны, экономики, международных экономических связей, защиты прав человека и меньшинств. Тогда же было решено, что через 3 года каждая из стран-участниц СиЧ может провести референдум о полной независимости.
Кампания накануне нынешнего референдума сопровождалась скандалами. Например, между Сербией и Черногорией были организованы бесплатные поезда, на которых желающие проголосовать черногорцы, живущие в Сербии, могли уехать на родину. Это вызвало волну возмущения среди сербов – железные дороги являются стопроцентной собственностью государства, а значит, Сербии опять пришлось платить по счету, выставленному Черногорией. Другой пример – скандал вокруг участия СиЧ в Евровидении. Республики так и не смогли договориться о том, чья песня – сербская или черногорская – будет представлять конфедерацию на конкурсе.
Наиболее предсказуемые последствия для граждан Черногории в случае выхода из СиЧ, по мнению сербского политического аналитика Мирослава Лазански, заключаются в следующем. Большинство черногорцев, находящихся на государственной службе в Сербии, а также руководители частных предприятий, студенты-черногорцы на территории Сербии автоматически превратятся в граждан иностранного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Возникнут проблемы и с содержанием дипломатических представительств Сербии и Черногории в зарубежных странах.
Согласно оценкам экспертов, пострадает экономика обеих республик. После выхода Черногории из состава сообщества Сербия потеряет выход к Адриатическому морю, через порты которого в Черногории осуществляется поставка значительного объема экспортных товаров в Европу. Очевидно, в ответ на это Сербия перекроет для Черногории свои сухопутные магистрали, и тогда последней придется искать пути в Европу через Албанию и Хорватию.
Как заявила "Yтру" один из ведущих российских специалистов по истории Югославии и Балканскому кризису Елена Гуськова, комментируя политические последствия выхода Черногории из состава СиЧ, сепаратистские настроения не поддаются рациональному объяснению. Власти страны, стремящиеся к независимости, воздействуют на население. В свою очередь, черногорская элита подвержена воздействию внешних факторов – международных организаций, американской политики. С отделением Черногории от Сербии продолжится дальнейший процесс дробления славянского православного пространства. Сегодня вместо большой и мощной Югославии на Балканах существуют маленькие слабые квазигосударства, которые фактически являются протекторатами. Реально управляют ими либо представители международных организаций, либо военные структуры НАТО; степень потери суверенитета разная и, соответственно, формы протектората различаются.
Отделение Черногории от Сербии продолжает еще один процесс на Балканах – объединение всех территорий с большим процентом албанского населения. Процесс в Косово и Метохии уже не остановить. На подходе Македония, в 2001 г. пережившая массовые восстания албанских сепаратистов. Албанцы, которые составляют около 7% населения Черногории, наверняка не преминут воспользоваться и объявлением независимости республики; далее к этому процессу присоединятся албанцы на юге Сербии.
Таким образом, подытожила Е.Гуськова, вместо долгожданной стабильности на Балканах Европа может получить новые проблемы, разрешение которых потребует немалых усилий от европейского и мирового сообщества.