|
Кроме Баринова подозреваемыми по данному уголовному делу проходят бывший заместитель гендиректора ОАО "Архангельскгеолдобыча" Сергей Горяев и бывший главный бухгалтер этого же предприятия Сергей Гаврилов, который также вчера был задержан на 48 часов. Задержанные категорически отказываются давать показания, ссылаясь на ст.51 Конституции, которая, в частности, предусматривает право подследственных не давать показания, которые могут быть использованы против них и их близких родственников.
Ранее Баринов с удовольствием комментировал происходящие вокруг него события. Он, в частности, заявил журналистам, что возбужденные против него в конце 90-х годов уголовные дела сфабрикованы в связи с тем, что, занимая должность главы ООО "Архангельскгеолдобыча", он начал активную работу с иностранными инвесторами с целью добиться от них отчисления дивидендов из тех денег, которые они зарабатывают на территории НАО. Тогда дела были закрыты за недоказанностью. Но и после избрания губернатором Баринов продолжал деятельность по увеличению отчислений со стороны иностранного инвестора, работающего в регионе, и, по его словам, постоянно ощущал давление со стороны людей, которым этот процесс очень не нравился. Вытащили на свет старое уголовное дело, по мнению Баринова, конкуренты ЛУКОЙЛа и государственных нефтяных компаний, которые представляют интересы иностранных инвесторов и заботятся, чтобы все деньги, которые зарабатываются на территории НАО, отправлялись за рубеж. Кроме того, у округа и "дочки" "Роснефти", компании "Северная нефть", не разрешен конфликт в связи с $20-миллионным долгом компании окружному бюджету. В минувший вторник администрация НАО обвинила "Роснефть" в нарушении экологических норм и неуплате в бюджет 600 млн рублей. Таким образом, атака на Баринова совпадает с атакой администрации на "Роснефть".
Но экономические споры возникают почти во всех субъектах РФ, где существуют соглашения о разделе продукции. При этом нигде пока не доходило до громких арестов высокопоставленных чиновников, хотя многие губернаторы сегодня представляют не столько политические партии, сколько коммерческие структуры. Сам Баринов прежде никогда не отличался громкими политическими заявлениями, пребывая в роли "крепкого хозяйственника". Однако когда вокруг главы НАО начали сгущаться тучи, из его уст внезапно прозвучала патриотическая риторика. Обвиняя прокуратуру и всех тех, кто причастен к возбуждению против него нового уголовного дела, в лоббировании интересов иностранного инвестора, Баринов сильно рискует нарваться на еще большие неприятности. Во-первых, разработка недр на основе СРП невозможна без участия иностранцев, во-вторых, в Россию приходят только те зарубежные компании, у которых имеются высокие покровители в правительственных кругах, а в-третьих, атака НАО на "Роснефть" очень напоминает лай Моськи на слона. Слон ведь затопчет и не заметит. А тут несчастный рискует попасть сразу под стадо слонов, для которых неугодный губернатор по своим габаритам уже и на Моську не тянет. Поэтому одной жертвой дело ограничиться не может. И под зачистку обязательно попадут многие игроки из команды Баринова.
Первым осознал грозящую ему опасность представитель НАО в Совете Федерации Александр Сабадаш. Еще в понедельник он отказывался добровольно сложить полномочия сенатора, несмотря на давление спикера верхней палаты Сергея Миронова. Но вчера Сабадаш понял, что ему не стоит влезать в конфликт между регионом и федеральным центром, и лучше сохранить статус "водочного короля", чем завоевывать авторитет в местах не столь отдаленных. Сабадаш заявил о том, что написал соответствующее письмо о сложении с себя полномочий сенатора по собственному желанию. В свою очередь, источник в его окружении сообщил, что данный шаг продиктован тем, что сенатор не хочет, чтобы из-за него страдали невинные люди.
К тому же массированная атака на руководство НАО началась в разгар антикоррупционной кампании, затронувшей чиновников ФСБ, МВД и Таможенной службы. И в данном случае региональным властям не от кого ждать поддержки. Когда летят головы генералов в московских кабинетах, потери бойцов в региональных полках, даже элитных, никто не заметит. Впрочем, глава администрации НАО все-таки рассчитывает на какое-то сочувствие, хотя бы со стороны записных правозащитников. И потому он не только отказывается говорить со следователями, но и принимать пищу. О том, что Баринов объявил голодовку, сообщил его адвокат Всеволод Есаков. В Генпрокуратуре подтвердили этот факт. Как говорилось выше, от дачи показаний отказался и задержанный вместе с Бариновым главный бухгалтер компании "Архангельскгеолдобыча" Сергей Гаврилов. Но если судьба губернатора еще будет некоторое время вызывать интерес журналистов, тем более что в его кресло надо будет посадить какого-то проверенного товарища (выборы главы НАО уже не будут объявлены, поскольку изменилась процедура замещения должности главы региона), то о несчастном бухгалтере вспомнят в лучшем случае в день оглашения приговора. Если, конечно, вспомнят.
Судебный процесс, однако, будет вызывать общественный интерес, поскольку в отличие от прежних случаев, когда фигурантами уголовных дел оказывались экс-губернаторы или вторые лица в структурах региональной власти, здесь впервые на скамье подсудимых может оказаться действующий глава администрации субъекта Федерации.
Вспомним, что в сентябре 2002 г. за получение взятки в размере $250 тыс. сотрудниками ФСБ был арестован вице-губернатор Красноярского края, заслуженный строитель России Валерий Суладзе. Заместитель губернатора края по капитальному строительству и дорожному комплексу был задержан с поличным при получении взятки в особо крупных размерах от руководителя краевой строительной фирмы "Сибиряк" Владимира Егорова. Суладзе приговорили к 7,5 годам колонии строго режима.
Вице-губернатор Саратовской области Юрий Моисеев был задержан в апреле 2003 года. Его подозревали в нанесении тяжких телесных повреждений жителю Балтайского района. Уголовное дело, заведенное на него пятью годами раньше, было реанимировано после проверки, проведенной прокуратурой области. Ему грозило от 2 до 8 лет лишения свободы. Однако уголовное дело было прекращено, так как повторная медицинская экспертиза выяснила, что потерпевший получил психическое расстройство вовсе не из-за удара дубинкой по голове, а по причине мук совести.
В августе 2004 г. в Калининградской области был арестован заместитель губернатора по экономическим вопросам Савва Леонов. Правоохранительные органы подозревали его в получении крупной взятки за распределение квот на ввоз иномарок от крупного предпринимателя, участника прошедшего аукциона на покупку квот. Леонову грозило лишение свободы на срок от 7 до 12 лет. Суд над чиновником неоднократно откладывался из-за проблем со здоровьем у подсудимого. Областной суд даже вынес постановление о приостановлении в отношении Саввы Леонова судебного производства ввиду его болезни до выздоровления. Лишь в начале мая с.г. присяжные заседатели Калининградского областного суда признали Савву Леонова виновным в получении взятки в размере $250 тыс., но посчитали, что он заслуживает снисхождения. О приговоре еще не было сообщений.
В ноябре 2004 г. был арестован вице-губернатор Корякского автономного округа Михаил Соколовский. Он обвинялся в превышении должностных полномочий и в нарушении конституционных прав граждан. По вине Соколовского, как считало следствие, округ недополучил топлива для котельных на 57 млн рублей. Вице-губернатор был взят под стражу прямо в зале суда. Ему грозило до 10 лет лишения свободы. Позже суд Тигильского района Корякского автономного округа приговорил Михаила Соколовского к трем годам лишения свободы
Экс-губернаторы также нарывались на обвинительные приговоры.
24 сентября 2004 г. бывший губернатор Смоленской области Александр Прохоров, обвинявшийся в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия, был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, с лишением права занимать государственные должности в течение трех лет. Такое решение вынес Ленинский районный суд Смоленска. Однако суд счел возможным амнистировать подсудимого в честь 55-летия Победы. Прохоров остался на свободе, но под подпиской о невыезде.
А 11 ноября прошлого года завершился суд по делу бывшего губернатора Тверской области Владимира Платова. Таганский суд Москвы признал его виновным по п.В ч.3 ст.286 УК РФ и приговорил к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Он лишен права занимать государственную должность в течение 3 лет. Несмотря на то, что срок отбывания наказания для Платова начал исчисляться с 11 ноября 2005 г., он уже вышел на свободу.
Баринов первым оказался за решеткой, не успев расстаться с должностью губернатора. Но, скорее всего, он потеряет работу еще в ходе предварительного следствия. Президент России теперь имеет право отстранить губернатора от должности не только в связи с решением суда, но и по иным основаниям. И если Владимир Путин посчитает, что Баринов утратил его доверие, то никакая презумпция невиновности не спасет главу НАО от увольнения. Более того, даже в случае, если дело будет закрыто или суд вынесет оправдательный приговор, вернуться на прежнее место работы отстраненному губернатору уже вряд ли удастся.