|
Но Маастрихтские критерии членства в ЕВС неумолимы: лимит инфляции, исчисляемый на основе средних показателей "благополучных" стран-членов, сейчас составляет 2,63%. Обиднее всего Литве: она по этому параметру не укладывается всего на несколько сотых долей процента (по мартовским оценкам, инфляция в стране составляет 2,7%). В этой связи Вильнюс призывает власти ЕС принять "политическое решение" о вступлении Литвы в зону евро, т.е. наплевать на доли процента. Но, похоже, Европейский центральный банк не склонен делать поблажки новичкам. Эстония поступила мудрее своей соседки: она не стала ни капризничать, ни дожидаться решительного "нет" из Брюсселя, а сама отказалась от намеченной цели присоединения к зоне евро в следующем году. А пока эстонцы могут утешать себя достижениями своей экономики: "у нас один из лучших в Европейском союзе показателей по профициту бюджета и самый низкий в ЕС государственный долг", – с гордостью заявил в интервью Le Monde эстонский министр финансов Айвар Сыэрд. Но вот инфляция, конечно, подвела: в этом году она составит 3,7%, а в 2007 г. – 3%.
Однако не только "игра в догонялки" с Западной Европой подхлестнула инфляцию в Прибалтике. Многие эксперты полагают, что свою лепту (и довольно увесистую) сюда внес и "Газпром", поднявший цены на поставляемый газ. Прибалтика практически полностью зависит от российского топлива; подорожал газ – поднялись и цены на электроэнергию, теплоснабжение и т.д. Вот вам и почва для роста инфляции.
Таким образом, в следующем году только одна страна-новичок ЕС войдет в зону евро – это Словения. Она и так ближе всех остальных стран Центральной и Восточной Европы подошла к среднеевропейскому уровню и, при росте, на 3% превосходящем средний по ЕС, планирует выйти на этот уровень к 2015 году. В словенском правительстве уже выбрали ориентир для развития: скандинавские страны. Ожидается, что переход Словении на евро еще приблизит этот благополучный осколок Югославии к заветной мечте его руководителей.
Страны Прибалтики, тем временем, не теряют надежды войти в зону евро в 2008 году. Причем эксперты полагают, что Брюссель не будет разбивать их "троицу": как их "оптом" взяли в ЕС – так же возьмут и в валютный союз. Считается, что это в их же интересах: синхронность развития трех республик позволяет иностранным инвесторам рассматривать их как единый регион. Если это правило будет нарушено, Эстония тут же "уйдет в отрыв" от двух отстающих соседок, однако в одиночку она не будет представлять того интереса для иностранного бизнеса, как все три государства вместе.
Что же касается стран Центральной Европы, вступивших в ЕС, они подтянутся к зоне евро попозже. Словакия планирует осуществить переход на евро в 2009 г., а самые крупные экономики региона – Чехия, Польша, Венгрия – где-то к 2012 году. Казалось бы, с чего такая медлительность? Ведь эти страны гораздо ближе "старожилам" ЕС и по духу, и по уровню развития, чем бывшие советские республики. Видимо, дело именно в близости. Еще до вступления стран ЦВЕ в Евросоюз было отмечено, что чем развитее и ближе к ЕС страна этого региона, тем сильнее в ней евроскептические настроения. Особенно сильны они были накануне вступления в Польше и Чехии. И это неудивительно, ведь отсталые рассчитывают, в основном, на помощь – дотации из евробюджета, а более развитые думают о конкуренции на общем рынке.
Вот и сейчас есть над чем подумать, поскольку зона евро сама по себе – не слишком сладкий пряник. Европейская валюта продолжает дорожать: ее курс подскочил 4 мая до годичного максимума в 1,2724 доллара. Значит, после перехода на евро у стран ЦВЕ возникнут проблемы с экспортом. Плюс к этому – осуществление валютно-финансовой политики придется отдать Брюсселю, который давно не проявляет чудес гибкости: ему что стагнирующая Германия, что бурно развивающаяся Эстония – правила одни для всех. Поэтому самые развитые из числа новобранцев ЕС и не спешат расставаться со своими национальными денежными единицами.