|
А что же произошло? Первое: мужская сборная России второй год подряд не смогла выиграть этот престижнейший турнир (женская команда тоже не стала победительницей) – победили мужская сборная Армении и женская команда Украины. Второе: президентом ФИДЕ вновь избран Кирсан Илюмжинов.
В обоих случаях следует добавить "несмотря на". Россия проиграла, несмотря на то что в ее составе выступал чемпион мира (без добавления оборота "по версии ФИДЕ") Владимир Крамник. Илюмжинов победил, несмотря на то что имел сильного конкурента в лице бельгийского бизнесмена Бессела Кока.
Это второе событие выглядит куда более важным, чем результат Олимпиады. О том, что российские шахматисты без Каспарова и Крамника вряд ли могут претендовать на лавры сильнейших, в последнее время не говорил только ленивый. Место в тройке призеров казалось вполне достойным результатом. Но занять с таким сильным составом место в интервале с шестого по десятое – подобного провала не ждал никто. Если считать олимпиаду ответом Крамника своему будущему противнику по матчу за звание чемпиона мира, то следует признать ответ неадекватным. Ведь Топалов-то свой турнир в Софии выиграл... В общем, фаворит осеннего чемпионского матча определился со всей очевидностью.
Бывшие наши соотечественники способствуют повышению интереса к шахматам в своих новых странах, постепенно обрастают связями и учениками, и в какой-то момент оказывается, что рядом с ними встают молодые и сильные соратники, способные составить сильную команду. Россия же в какой-то момент упустила этот самый кадровый момент, и те, кто неожиданно для себя оказался на первых ролях – Свидлер, Бареев, Рублевский, – были к лидерству не готовы. Во-первых, следует признать, что уровень этих талантливых и, безусловно, сильных игроков все же не "самый-самый". Увы, это не элита мировых шахмат. А элита либо ушла из спорта (Каспаров), либо явно не в форме (Крамник). Во-вторых, пока не видно на горизонте очевидных преемников тех же Каспарова и Крамника. Вот это, собственно, и есть главная причина постепенного отставания России – резервы, увы, исчерпаемы, а у нас практически в любом виде спорта сейчас положение таково, что старые запасы заканчиваются, а подготовка новых на должный уровень, сопоставимый с советским, еще не возвращена. И, вероятно, долго еще возвращена не будет.
Нет, я не хочу сказать, что Кирсан Илюмжинов является тормозом развития шахмат в России. Но ведь и фактором такого развития его не назовешь – не рассматривать же всерьез насильно внедренные когда-то в расписание школ Элисты уроков шахмат. И тем не менее я бы именно сейчас не спешил высмеивать победу Илюмжинова на президентских выборах. Возможно, Бессел Кок и сумел бы оживить шахматный мир – в конце концов, это он был инициатором и, так сказать, гарантом канувших в Лету Пражских соглашений. Кроме того, он был партнером Каспарова по Всемирному шахматному совету, который в свое время всерьез соперничал с ФИДЕ; возглавлял Ассоциацию профессиональных гроссмейстеров, которая успешно провела серию турниров под общим названием "Кубок мира". Но Илюмжинов сумел в этом году найти весомые аргументы в свою пользу и отойти от абсолютно не шахматных по духу "нокаут-идей". Сумел провести серьезный турнир, определив легитимного чемпиона мира ФИДЕ. Сумел организовать объединительный матч за титул абсолютного чемпиона мира. А если Илюмжинов сумеет еще и провести этот матч между Топаловым и Крамником, то останется в общественном мнении подлинным объединителем мировых шахмат, когда-то разобщенных стараниями бывшего президента ФИДЕ Флоренсио Кампоманеса, а затем и его антагониста, 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова. Возможно, ФИДЕ потому и использовала все свои административные ресурсы, чтобы не допустить Бессела Кока до власти и не дать ему шансов на титул вершителя шахматной истории.
Между прочим, вначале собирался участвовать в выборах и 12-й чемпиона мира Анатолий Карпов, но затем снял свою кандидатуру, хотя его откровенно оппозиционная по отношению к Илюмжинову позиция общеизвестна. Карпов, видимо, быстро понял, что шансов у него не будет практически никаких, и предпочел не ввязываться в бесперспективное дело. Ведь Илюмжинов сумел выиграть даже несмотря на то, что накануне выборов против него выступил Каспаров, направивший открытое письмо Генеральной ассамблее ФИДЕ. Илюмжинов, по мнению Каспарова, вначале действительно энергично занимался шахматами и внес вклад в их развитие, однако постепенно начал сказываться его непрофессионализм как шахматного деятеля. Но шахматный мир, судя по всему, предпочел стабильность "исправившегося" Илюмжинова революционной нестабильности реформаторов. За 11 лет, что ФИДЕ руководит Илюмжинов, шахматный мир устал от революций.