|
Но вот на чемпионате мира определились четвертьфиналисты, и что же мы видим: среди четырех лучших команд турнира - сплошь европейцы, никто не смог нарушить гегемонию команд Старого Света на первенстве, проходящем в самом сердце Европы. Подлинной репетицией ЧМ-2006, как оказалось, был не прошлогодний Кубок Конфедераций, а проходивший шесть лет назад в соседних с Германией Голландии и Бельгии Евро-2000. Состав полуфиналистов того турнира практически полностью повторяет нынешний чемпионат: в одном полуфинале встречаются Франция и Португалия, в другом – Италия и команда хозяев чемпионата (тогда была Голландия, сейчас – Германия).
Если продолжать аналогии, то в финале французы должны победить сборную Италии. Однако с такой точностью история, конечно, повторится вряд ли. Ну не проиграют немцы по пенальти итальянцам, как это произошло в полуфинале Евро-2000 с голландцами. Сама идея послематчевых одиннадцатиметровых, кажется, придумана "под немцев" – эта нация по пенальти не проигрывает. То же качество, похоже, отличает и португальцев, вот уже два турнира подряд убирающих со своего турнирного пути англичан в серии пенальти.
Автору этих строк довелось побывать два года назад на лиссабонской пресс-конференции после уже вошедшего в историю футбола четвертьфинала Евро-2004 Португалия – Англия. Тогда как всегда корректный Свен-Еран Эрикссон в свойственном ему малоэмоциональном стиле сетовал: дескать, что ж, такое – с Англией я чувствовал в двух турнирах, и оба раза вылетал на этой стадии. Попробую преодолеть этот рубеж на чемпионате мира в Германии... Не получилось – и в третий раз дорогу команде Эрикссона в четвертьфинале преградил коллектив, возглавляемый Луисом Фелипе Сколари – злым гением шведского тренера.
Но на этот раз о вылете англичан из турнира приходится сожалеть меньше всего. Этот чемпионат Англия провела вызывающе бездарно. Поначалу казалось, что англичане просто "раскачиваются", благо слабый состав соперников позволял играть "в полноги". Но наступило время плей-офф, а Англия показывала все тот же вялый, абсолютно лишенный какого-либо личного отношения к происходящему в Германии футбол. Заинтересоваться своей турнирной участью их, похоже, заставило только удаление Руни в последнем матче. Удаление глупое и стопроцентно выдуманное судьей Элисондо – в очередной раз на этом турнире арбитр решил поиграть в вершителя судеб. Оставшись вдесятером, англичане наконец начали двигаться, создавать опасные моменты у ворот соперника, куда-то пропало безразличие к собственной турнирной судьбе и неистово поддерживающим их болельщикам. Да, в эти последние 80 минут у сборной вдруг появилось некоторое подобие души, но это слишком короткий отрезок, чтобы рассчитывать на выход в полуфинал.
Впрочем, даже на этом, безусловно, лучшем для англичан отрезке на турнире им остались присущи черты той сборной Англии, в которой собраны самые высокооплачиваемые футболисты мира. Безобразно отыгравший турнир Лэмпард продолжал мазать из выгоднейших позиций, вратарь Робинсон перед серией пенальти улыбался так беззаботно, как будто победа у его команды уже в кармане. На деле же выяснилось, что в отражении пенальти вратарь "Тоттенхэма" абсолютно беспомощен: за иными мячами он даже не прыгал. А Бекхэм, оказавшись на скамейке запасных, наоборот плакал. Но это были не слезы замененного футболиста, который досадует, что не может продолжить игру и помочь своим товарищам, не слезы игрока, жалующегося на несправедливость судьбы. Это были слезы боли: Бекхэм ушел с поля, потому что получил болезненный удар по колену. По всему видно было, что боль в этом случае казалась вполне переносимой, но капитан англичан ревел, не стесняясь камер. Ему себя было жалко в этот момент, а не команду. Увы, но похоже, за десять лет своего пребывания в объективе фото- и телекамер очень хороший футболист и, наверное, неплохой парень Дэвид Бекхэм превратился в того, кого из него все это время лепили рекламные ролики и желтая пресса. Видимо, Бекс теперь и есть законченный индивидуалист, человек-глянец, гламурный жено-мужчина, органически неспособный добиваться каких-либо целей, если они не касаются заключения новых рекламных контрактов.
Недалеко ушел от него и Эрикссон, на лице которого во время игры с Португалией порой отчетливо читалось, что эта команда для него уже чужая. По большому счету, руководил Англией в этой встрече Стив Макларен – помощник Свена-Ерана и его преемник в сборной. Эрикссон же весь матч оставался тем, каким был все эти шесть лет – корректным, умным, невозмутимым, все четко анализирующим, но, увы, абсолютно "бесхребетным" и неспособным повлиять на развитие событий на поле. На этот раз у него, похоже, еще и не было желания что-либо менять. Макларену, далекому от нордического спокойствия шведа, возможно, предстоит поменять очень многое в игре сборной Англии, в противном случае у российской сборной, попавшей с англичанами в одну отборочную группу Евро-2008, есть неплохие шансы превзойти родоначальников футбола.
Португальцы в этой очень странной игре тоже не впечатлили. Даже когда Англия осталась вдесятером, команда Сколари продолжала играть в очень осторожный футбол, с явной оглядкой на ворота. Было легко заметно, как португальцы, перекатывая мяч вдоль периметра штрафной соперника, боялись брать на себя ответственность за принятие какого-либо решения. Исключением выглядели разве что Криштиану Роанлду да Манише – остальные явно уповали на серию пенальти. Что ж, расчет их оказался верным, Сколари и его команде на этом первенстве везет. Но только пока Португалия представляется самым слабым из участников полуфиналистов. Франция, прошедшая непростое испытание Испанией и Бразилией, должна команду Сколари обыгрывать.
Вот о ком можно сказать только хорошее, так это о французах. В последний раз я испытывал симпатии к этой команде в середине 80-х, когда за "трехцветных" играли Платини, Рошто, Тигана, Жиресс... Франция 90-х едва ли могла очаровать: слишком уж цинично-расчетливой выглядела команда Эмме Жаке и Роже Лемерра. Такой она, пожалуй, является и сейчас, но четким распределением этой командой своих сил по дистанции чемпионата уже не восхищаться нельзя. Франция оказалась самой турнирно готовой к ЧМ-2006 командой. Это, пожалуй, единственная сборная, неуклонно прибавляющая от игры к игре. Аналогия с Италией 1982-го полная. Все тот же выстраданный выход не из самой сильной группы, все тот же вал критики, обрушившийся на тренера, и тот же сенсационный всплеск в матчах решающей стадии, когда "темной лошадкой" обыграны команды, которых все относили к безоговорочным фаворитам первенства.
Впрочем, победу организованной Франции над Бразилией можно было предсказать. Пентакампеоны, кажется, угорели от воскуряемого в их честь в Германии фимиама. Так явно бразильцам досрочно отдавали "золото" только во все том же 1982-м – по степени укомплектованности и блеску звезд только ту "селестао" можно сравнивать с нынешней. Роналдо выходил на игру с французами с улыбкой – точно так же как Фалькао 24 года назад, улыбаясь, встречал итальянца, пытавшегося миновать его с мячом. Итог один и тот же: расслабленную и чересчур уверенную в себе Бразилию выбивал из турнирной борьбы полностью переигравший ее мобилизованный и озлобленный критикой соперник.
Есть у поражения бразильцев и еще одна причина, лежащая в области истории, а скорее даже мистики. Начиная с 1950 г., когда бразильцы во многом из-за темнокожего вратаря Барбозы сенсационно проиграли чемпионат мира, проходивший у них на родине, в этой стране есть из соображений политкорректности не упоминающаяся официально, но четко соблюдаемая традиция: вратарем сборной, если она действительно претендует на Кубок мира, должен быть белый. Похоже, потомок суеверных итальянцев Сколари на прошлом первенстве мира в эту примету верил. Дида тогда сидел на лавке в "Милане", но даже при этом был наголову сильнее чудака Маркоса, после каждого выигранного матча раскидывавшего руки наподобие статуи Христа над Рио. В итоге своего тренера Маркос отблагодарил за доверие несколькими сейвами в решающих матчах, но сменивший Сколари Паррейра на чемпионат его не взял. Посмеявшись над суевериями, он сделал ставку на объективно лучшего голкипера страны, и Дида не подвел – он даже выручил команду, когда французы могли забивать еще, но примета-то сработала. Все пять чемпионских титулов Бразилия выигрывала с белым вратарем (Жилмар дважды, Феликс, Таффарел и Маркос). Впрочем, не будем придавать этому слишком серьезного значения, тем более что чемпионат мира проходит под девизом "Нет расизму!". Бразилия проиграла не из-за цвета кожи вратаря, а из-за того, что взаимодействие ее полевых игроков уступало тому, как играли французы.
В другом полуфинале чемпионата встретятся сборные Италии и Германии. Это уже чистой воды "классико" – трехкратные чемпионы мира против трехкратных же. Кстати, это первый, начиная с 1990 г., полуфинал Кубка мира, в котором встречаются команды, ранее уже выигрывавшие мировые первенства. Три последних чемпионата обходились без полуфинальных "классико".
В последний раз две эти сборные встречались на мундиалях в финале ЧМ-82. Тогда сильнее была "скуадра адзурра", победившая 3:1 и не забившая к тому же пенальти в ходе встречи. До этого в истории взаимоотношений двух команды был полуфинал ЧМ-70, и та феерическая игра, вошедшая в золотой фонд чемпионатов мира, закончилась победой Италии 4:3 в дополнительное время. Организованные и строгие итальянцы сейчас едва ли кажутся командой, склонной устраивать феерию на ближних подступах к финалу. А вот немцы, по-моему, не лишены этакой сумасшедшинки, которая способна перевернуть все вверх ногами в идеальных тактических построениях Марчелло Липпи. Интересная у этого первенства будет развязка: в отличие ЧМ-1994, ЧМ-1998 и ЧМЯКа, когда, исходя из состава полуфиналистов, финальный дуэт вычислялся с вероятностью в 90%, сейчас ничего предсказать нельзя.