|
У этой тактики есть только один недостаток: она не может длиться долго. И уж во всяком случае, вряд ли способна пережить смену лидера в 2008 году. Похоже, Кремль это хорошо понимает и потому готов попытаться заранее усовершенствовать довольно примитивный механизм функционирования обслуживающей его политику структуры. Заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков в середине прошлой недели отвергал намеки на искусственную природу "Единой России": "Никакого большинства нельзя создать сверху в современной России, которая информационно открыта, в которой люди привыкли чувствовать себя самостоятельно, в которой масса людей с деньгами, где достаточно прозрачна вся система власти".
Впрочем, Сурков оговорился, что формирование серьезной партии "снизу", без какого-либо участия властных структур, – это "идеал, к которому надо стремиться ... но на практике все бывает несколько сложнее". Замглавы администрации отметил, что, стремясь разрушить партийную монополию на власть, которой в СССР пользовалась КПСС, Россия решила пойти по пути "департизации" и "увлеклась этим". Однако теперь, по мнению Суркова, пришло время в ближайшей исторической перспективе исправить перегибы, обусловленные "издержками борьбы с коммунизмом". Сурков признал, что "Единая Россия" является "практически правящей партией", и добавил: "Мы поддерживали и будем поддерживать "Единую Россию". И они нас будут поддерживать. И это – нормально, это соответствует практике всех демократических государств". Ну а после того, как замглавы президентской администрации заявил, что не исключает вступления президента в какую-нибудь партию, стало очевидно, что властные структуры выдвинули на апробацию один из давно озвученных проектов, согласно которому Путин будет и после 2008 г. руководить страной, но уже в качестве партийного лидера правящей "Единой России".
Заявления Суркова, по обыкновению, нашли отражение в высказываниях функционеров "Единой России". На следующее Yтро лидер партии, спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что "ЕдРо" намерена выиграть парламентские выборы, сформировать большинство в Госдуме, а затем выдвинуть кандидата в президенты страны, поскольку "партийный президент – это общепринятая практика". Заявление прозвучало довольно интригующе. Ведь кандидатом от "Единой России" в этот раз не может быть сам Путин, который по Конституции не может идти на третий срок, да к тому же еще и не хочет этого делать. Потому спикер говорил то ли о каком-то другом политике, который, весьма возможно, по стечению обстоятельств и станет т.н. "преемником", то ли вообще имел в виду не 2008 год, а какой-нибудь другой.
В унисон с Грызловым выступил заместитель секретаря президиума генерального совета ЕР, вице-спикер Госдумы Олег Морозов, сообщивший, что партия намерена определиться с кандидатом на пост главы государства "в соответствии с законодательством, будущей осенью. Все разговоры на эту тему до указанного срока носят дискуссионный характер". Морозов сказал, что "все разговоры о том, что президент должен быть беспартийным, необоснованны", а идею о том, что "и в будущем президент должен оставаться беспартийным, так называемым "отцом народа", назвал бредовой. Более того, Морозов оценил как весьма вероятную перспективу вступления Путина в ряды "Единой России", добавив, что это, скорее всего, произойдет после его ухода с поста президента. Морозов пояснил, что, даже оставаясь беспартийным, Путин "на самом деле идеологически, программно и стратегически является человеком с абсолютно ясными партийными взглядами, совпадающими с программой "Единой России". Этот забавный пассаж переворачивает ситуацию с ног на голову: на самом деле "Единая Россия", на знаменах которой написано, что она является пропрезидентской партией, собственной идеологии не имеет, заменяя ее лозунгами и инициативами, идущими из Кремля.
Кстати, это обстоятельство невольно продемонстрировал Путин на встрече с лидерами парламентской фракции "Единой России", которая прошла в минувшую субботу. Принимая своих гостей, президент поблагодарил их за поддержку политических инициатив, выдвинутых им самим: "Так, начала свою работу Общественная палата. Уточнено избирательное право и законодательство о политических партиях. Приняты законы, направленные на развитие гражданского общества, на осуществление парламентского контроля, на противодействие экстремизму". Как насмешка прозвучали слова о том, что "Единая Россия" заметно активизировала идеологическую работу и стала гораздо более узнаваемой. "У вас есть собственное политическое видение развития России как суверенного демократического государства, имеющего конкурентоспособную рыночную экономику и эффективную социальную политику", – пояснил свою мысль президент.
При всем при том сам Путин явно не торопится стать частью ЕР. На прошедшей встрече депутат Госдумы Мартин Шаккум обратился к нему с предложением возглавить "Единую Россию". Призыв единоросса был оставлен президентом без комментария. Однако очередной вброс темы "как бы оставить Путина у власти после 2008 года" не случаен. Несмотря на то, что Путин неоднократно заявлял о намерении оставить президентский пост в обозначенные Конституцией сроки, никто (видимо, и он сам) не может сегодня сказать, будет ли президент продолжать свою политическую деятельность, и если да – то в каком качестве.