|
Вашингтонская встреча пройдет на фоне резко активизировавшихся военных приготовлений в зоне грузино-осетинского конфликта. Стало печальной закономерностью, что периоды очередного обострения обстановки вокруг непризнанных республик неизменно совпадают с поездками президента Грузии за рубеж. Например, предыдущая поездка Саакашвили в Киев для участия в форуме некоего "Сообщества демократического выбора" была синхронизирована с очередным обострением в районе Цхинвала. Тогда обошлось без убитых и раненых, однако инцидент дал возможность грузинскому президенту прокомментировать везде, где это было возможно, злополучные выстрелы как "неспособность миротворческих сил контролировать ситуацию".
На этот раз эскалация напряжения с грузинской стороны, как и прежде, сопровождалась мощным политико-пропагандистским давлением как на Москву, так и на власти в Сухуми и Цхинвале. В частности, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили в очередной раз заявил, что российские миротворцы поскорее должны уйти из Грузии и парламенту необходимо принять соответствующее постановление. Примечательно, что министр заявил об этом в интервью телекомпании "Рустави-2" не где-нибудь, а на полигоне Орполо, где проходят учения грузинской армии, едва ли не самые масштабные за все годы существования грузинского государства в его нынешнем виде. По сообщению агентств, маневры проходят круглосуточно, в них принимают участие 9 тыс. военнослужащих и почти все рода войск. Учения обошлись бюджету этой небогатой страны в 8 млн лари (около $4,5 миллионов).
С некоторых пор Грузия приняла сомнительную пальму первенства по темпам гонки вооружений, причем отнюдь не только в регионе Южного Кавказа. Так, в докладе Стокгольмского международного института по исследованию мира (СИПРИ), отмечается что "рост расходов Грузии на вооружение в процентном отношении стал самым высоким среди всех стран мира". Согласно представленным данным, расходы Тбилиси на вооружение выросли за год почти в 2,5 раза и составили $146 миллионов. В абсолютных цифрах это, конечно, немного, однако по темпам роста Грузия оставила позади все другие страны мира, включая своих непосредственных соседей – Азербайджан, где рост расходов на вооружение составил в 2005 г. 51%, и Армению с 23% роста. В настоящее время в стране проходит внеплановый призыв в армию, в ходе которого под ружье будет поставлена еще тысяча человек.
Начальник Генерального штаба ВС Грузии сообщил недавно: "У Грузии уже есть соединение – первая бригада пехоты, – которое соответствует стандартам НАТО. К маю вторая бригада пехоты ВС Грузии будет отвечать всем требованиям НАТО". Леван Николеишвили также не стал скрывать, что летом начнется подготовка третьей пехотной бригады, и "к концу 2006 г. Грузия будет иметь три полноценных пехотных соединения, соответствующих требованиям НАТО". Эти три бригады станут внушительной силой. Следует также учесть, что грузинская сторона подготовила выгодные стратегические позиции для нападения, взяв столицу Южной Осетии в полукольцо с севера и востока.
Можно предположить, что в случае вторжения грузинской пехоты в Южную Осетию, немногочисленный контингент российских и осетинских миротворцев вряд ли сможет ей долго противостоять. Эскалация конфликта немедленно приведет не только к размораживанию боевых действий, но и к массовым нарушениям прав человека, этническим чисткам и депортациям. Этот сценарий, разумеется, совершенно неприемлем для российской стороны.
В Южной Осетии имеется своя точка зрения на предстоящую встречу Буша и Саакашвили. "Неудовлетворенный итогами встречи с президентом РФ, Михаил Саакашвили напросился в Вашингтон, куда едет за санкцией на начало военных действий против Южной Осетии, – говорит представитель РЮО в РФ Дмитрий Медоев. – Он хочет уточнить, не помешает ли "маленькая победоносная война" против Южной Осетии глобальным планам США на Кавказе. Однако в Вашингтоне сидят вполне вменяемые люди. На фоне многочисленных проблем, испытываемых США в Ираке и Афганистане, американцы вряд ли пойдут на поводу у Саакашвили, санкционируя начало его военной авантюры. Попытка Тбилиси втянуть Вашингтон в решение своих внутриполитических проблем, столкнуть лбами американцев и русских потерпит фиаско".
Хотелось бы разделить оптимизм Медоева. Однако в последнее время наметилась опасная тенденция: Соединенные Штаты целенаправленно ведут дело к размораживанию конфликтов на Южном Кавказе, что резко увеличивает риски дестабилизации, ведущей, в конечном итоге, к возобновлению войны. Немало шума наделали недавние заявления Мэтью Брайзы относительно урегулирования карабахского конфликта, где Вашингтон играет сейчас первую скрипку. В случае же Абхазии и Южной Осетии у Москвы остаются рычаги влияния на ситуацию в этих регионах, прежде всего – миротворческие контингенты в этих непризнанных республиках. Именно на выдавливание российских миротворцев направлены сейчас скоординированные политико-дипломатические и информационно-пропагандистские шаги Тбилиси и Вашингтона.
В последние годы Соединенные Штаты значительно укрепились в Закавказье в экономическом плане, запустив экспортный трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Однако дальнейшие политико-идеологические эксперименты в регионе чреваты сползанием к ситуации управляемого (или неуправляемого) хаоса, как в Ираке или Афганистане. Остается неясным, кто будет нести ответственность за результаты этих экспериментов, однако расхлебывать их придется, в первую очередь, России. Поэтому лучшим советом Буша своему грузинскому коллеге был бы совет наладить нормальные отношения с соседними государствами, и прежде всего с Россией.