|
Этот документ, как известно, был принят Государственной думой 30 июня с.г. Теперь, когда он вступит в силу, думская фракция будет создаваться еще до первого заседания депутатов нового созыва. Поскольку закон определяет понятие "фракция" как объединение депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению мандатов в ГД, никаких независимых депутатов в нижней палате парламента уже не будет. Сейчас большинство парламентариев, подчеркивающих свою независимость от партий и фракций, избраны по одномандатным округам. Но есть и исключения. Некоторые народные избранники разочаровались в своей фракции и предпочли покинуть ее ряды. А есть и такие товарищи, кто не хочет иметь дело и с самой партией, делегировавшей их в Думу.
Отныне терпеть ренегатов в нижней палате партийным бонзам уже не придется. Закон гласит, что во фракцию входят все депутаты, избранные в составе соответствующего федерального списка. Более того, депутат Госдумы, входящий во фракцию, "может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению депутатских мандатов в Госдуме". Нарушение этого правила ведет к досрочному прекращению полномочий данного депутата. Следовательно, любой конфликт между рядовым партийцем, получившим депутатский мандат, и руководством фракции теперь будет разрешаться не по справедливости, а согласно партийной дисциплине. Если в военное время солдат не подчиняется приказу командира, его расстреливают на месте. Поскольку словесные баталии в Думе фактически приравнены к боевым действиям, непослушание подчиненного означает его скорую политическую смерть: упорствующих будут "убирать" если не в криминальном смысле этого слова, то, по крайней мере, из депутатского корпуса.
Впрочем, текст подписанного президентом законопроекта не содержит указаний на возможность исключения из фракции какого-либо депутата, отказывающегося подчиняться общепринятым решениям. Что вызывает массу вопросов: не раз имели место случаи, когда народных избранников попросту изгоняли из депутатского объединения. Особенно часто таким наказаниям подвергались члены фракции "Единая Россия", где весьма рьяно требуют соблюдения дисциплины. В прошлом такие организационные решения не приводили к лишению депутатского мандата. Но что будет в будущем?
Предлагаемая в законе формулировка позволяет депутату – члену партии - выйти из той партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был допущен к распределению мандатов в Госдуме, и оставаться при этом беспартийным членом фракции. В этом случае прекращения полномочий депутата не последует. Но данная формулировка оставляет открытыми ряд вопросов.
Предположим, что депутат нарушил партийную дисциплину. Если фракция пожаловалась в партийные органы, возможны самые строгие санкции. Правда, если провинившегося лишат партбилета, он не обязательно выбывает из депутатского корпуса. Ведь, как уже отмечалось, сохранение полномочий возможно, если он останется беспартийным членом фракции. Но закон, похоже, писался исключительно в расчете на выход из партийных рядов по собственной инициативе. Понятно, что введенная норма носит превентивный характер и предназначена в первую очередь для обеспечения стабильности в деятельности депутатского объединения (фракции).
Нас же интересуют несколько иные случаи, законом не предусмотренные. Например, вполне возможен личностный конфликт между руководителем фракции и рядовым депутатом, которого фракция вполне может исключить из своего состава. Однако он остается членом партии и благополучно работает в Думе. Только голосует уже не так, как того требует фракция. Налицо нарушение реальной стабильности внутри фракции, хотя закон принимался именно для того, чтобы избежать подобных ситуаций.
Еще более сложный вариант – внутренние противоречия внутри самой фракции. Допустим, что в каком-то депутатском объединении имеется четное число членов. В один прекрасный день добрая половина депутатов из этой фракции начала сопротивляться решениям своего руководства. Голоса разделились поровну, и потому фракция не может принять решения об исключении "бунтовщиков". Вопрос выносят на партийную конференцию, где "предателей" исключают из партии. Но они, лишившись партбилетов, не собираются вступать в другую политическую партию, следовательно, остаются в прежней фракции и продолжают в Думе свою раскольническую деятельность. Совладать с ними уже никто не может, фракция фактически раскалывается на две половинки, причем выступающие с диаметрально противоположных позиций. Однако обе вынуждены соблюдать новый закон, а потому ни о каком появлении нового депутатского объединения и речи быть не может. Просто возникает фракция с двумя крыльями, каждое из которых в перспективе может стать источником появления совершенно новой партии. И тогда на следующих выборах прежние товарищи пойдут на выборы уже двумя колоннами, каждая из которых выльет не одно ведро помоев на голову своих бывших соратников.
Одного этого примера достаточно, чтобы продемонстрировать непродуманность закона, принятого нынешним летом второпях, как водится, без лишних дебатов и без учета мнения специалистов. Словом, только практика теперь может остудить горячие головы, очень старающиеся сохранить свои партийные ряды и ради этого дружно голосующие за предложенный закон, но имеющие возможность полететь с плахи, если их позиция когда-либо перестанет удовлетворять партийных руководителей.
Даже не успев испробовать предложенные новации на самих себе, депутаты ГД ввели аналогичный механизм и для законодательных органов субъектов РФ. Депутат регионального законодательного собрания, избранный от соответствующей партии и входящий в депутатское объединение, не имеет права выходить из его состава или переходить в другое депутатское объединение. Но в парламентах субъектов Федерации еще сохраняются выборы по одномандатным округам. Учитывая это, Госдума ввела в закон положение, согласно которому "одномандатник" должен быть либо беспартийным, либо членом той партии, которая образовала соответствующее депутатское объединение. Однако и эта норма не вполне корректна. В частности, она позволяет понять, могут ли беспартийные депутаты, избранные от одномандатных округов, создавать собственное объединение, не имеющее отношения ни к одной из существующих партий. И не может ли такое объединение вступать в коалицию с некоторыми партийными депутатами, предавшими интересы собственной партии.