Россия вступает на скользкий путь ледовой войны

Читать в полной версии →
В связи с глобальным потеплением Арктику ожидают большие перемены: корабли начнут плавать там, где раньше гуляли белые медведи. И за все это открытое ото льда богатство намечается яростная схватка




Возможно, скоро Россия и США с Канадой станут гораздо ближе друг другу. В том смысле, что транспортные (морские) пути между ними значительно сократятся. Арктические льды в последние годы стремительно тают, и не исключено, что Северный ледовитый океан станет полностью судоходным менее чем через полвека.

Однако весьма вероятно также, что Арктика при этом превратится в настоящее яблоко раздора для граничащих с нею государств: уж слишком много богатств скрывается там под толщей льда.

Вообще, арктические льды подтаивают каждое лето – в этом нет ничего необычного, а за зиму вновь отвоевывают себе прежнюю территорию, примерно 7 млн кв. километров. Однако летом 2002 г. ученые впервые зафиксировали чрезмерное сокращение ледяной "короны" Земного шара – она уменьшилась до 5,88 млн кв. километров. Еще больше наблюдатели обеспокоились весной 2003 г., когда стало ясно, что за зиму лед не восстановился. Следующим летом началось уже таяние основного ледника Арктики, которое и продолжается до сих пор. Прошлой осенью был поставлен рекорд всех последних тысячелетий: ледовая шапка сократилась более чем на 18%. Многие ученые полагают, что процесс таяния принял необратимый характер и в дальнейшем только ускорится, ведь океан, открывшийся теперь там, где раньше был лед, поглощает гораздо больше тепла, чем лед, отражающий 80% солнечных лучей, то есть прогревается лучше. Этому же будет способствовать и общее потепление климата на планете.

Так что довольно скоро в Арктике станет возможным сезонное судоходство: эксперты дают разные оценки, но все они говорят о вполне обозримом будущем: от 25 до 65 лет. Путь из Европы в Америку или из северной Атлантики в Тихий океан станет вдвое короче. Оживятся такие морские коридоры, как наш Севморпуть и канадский Северо-западный проход. Возможно, большую часть года там будет возможна навигация даже без помощи ледоколов.

Но, как всегда, новые возможности порождают конфликт, ведь никто не хочет эти возможности упустить. Причем потенциальный конфликт в Арктике обусловлен не только (и не столько) спорами о контроле над оттаивающими морскими коридорами. Вся Арктика становится более доступной для освоения – со своими нетронутыми биологическими и минеральными ресурсами. И, как всегда, не обошлось без нефти и газа. В арктическом регионе уже сейчас выявлено около 500 локальных структур и открыто 29 месторождений углеводородного сырья. Среди них в Западной Арктике – наиболее доступной и приближенной к потребителям – известны такие гигантские газоконденсатные и газовые месторождения, как Штокмановское, Русановское, Ленинградское, а также несколько крупных в Печорском море. По мере таяния льдов и развития технологий эти месторождения становятся доступнее для разработки, и разведываются новые. А растущая мировая жажда углеводородов зовет энергетические компании ускорить продвижение на Север.

В начале этого года Управление разведки и исследований Госдепартамента США по итогам закрытого совещания о возможных последствиях потепления в Арктике обнародовало свой вывод: "Возможно, Соединенным Штатам и другим государствам придется решать целый ряд внешнеполитических проблем. Это выявление наличия энергоносителей и возможностей их добычи; развитие рыболовства; доступ к новым морским путям; новые претензии в рамках морского права; национальная безопасность и т.д.".

Собственно, делая такой вывод, американские аналитики всего лишь констатировали объективную тенденцию. Страны, "граничащие" с Арктикой, уже всерьез занимаются утверждением своего суверенитета в этом регионе. В Канаде, например, тема контроля над северными территориями стала одним из основных предвыборных лозунгов консерватора Стивена Харпера, ставшего премьер-министром страны в начале этого года. Он вознамерился установить безусловную канадскую юрисдикцию над Северо-западным проходом (из Тихого океана в Атлантический), оградив его от посягательств США и Дании. Для этого предполагалось направить в северные широты три вооруженных ледокола. А недавно, видимо, под впечатлением научных прогнозов о скором таянии льдов, вместо ледоколов решили воспользоваться обычными эсминцами. Разумеется, такие военные приготовления не могли обрадовать Вашингтон. Ведь США хотят придать Северному морскому проходу (когда тот более-менее очистится от льда) статус международного пролива.

Далеко идущие идеи возникают и в других околоарктических странах. Постепенно освобождаясь ото льда, Гренландия подумывает о суверенитете (до сих пор на этот огромный остров распространяется суверенитет Дании). Норвегия, в свою очередь, пытается присвоить шельф архипелага Шпицберген. Министр иностранных дел Норвегии Юнас Гаре Сторе заявил недавно, что "если в районе Шпицбергена найдут нефть, то только Норвегия будет иметь право определять, когда, кто и на каких условиях станет ее добывать". Ранее Норвегия в одностороннем порядке распространила на тамошние воды свои правила рыбной ловли. Хотя, согласно договору 1925 г., правом ведения хозяйственном деятельности на Шпицбергене обладают все подписанты (39 государств). И на эту тему у нас с норвежцами постоянно возникают споры и даже "рыболовецкие войны".

Впрочем, установить контроль над континентальным шельфом в Арктике пробовала и Россия. Еще в 2001 г. наша страна заявила права на кусок шельфа, охватывающий даже сам Северный полюс (воды над этим участком, соответственно, должны были стать исключительной экономической зоной РФ). И хотя эти требования вполне соответствуют Конвенции ООН по морскому праву, они вызвали очень резкую реакцию в мире. Ведь на арктические богатства уже слишком много претендентов: даже Китай ведет в северных широтах исследовательские работы. Уже не раз звучала идея "интернационализировать" российский Северный морской путь. Разные страны сулят большие инвестиции в инфраструктуру этого морского коридора (то есть в порты нашего северного побережья) – только бы удалось вывести его из-под контроля РФ. Российская же позиция заключается в том, чтобы со временем интегрировать Севморпуть в мировую транспортную систему, но под безусловной юрисдикцией РФ.

Таким образом, борьба за Арктику предстоит нешуточная. И дай бог, чтобы дело не дошло до эсминцев.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей