|
Дать однозначное определение фестивалю достаточно сложно. Идеология и организация "Радуги" позаимствованы у американских хиппи, ориентировавшихся на традиции коллективного проживания индейского племени. Идея единения с природой и людьми, призыв к любви и доброте, формы проявления этих чувств и соответствующий образ жизни почти без изменений перенесены на русскую почву. Однако на русской "Радуге" сейчас трудно найти людей, однозначно идентифицирующих себя с хиппи. Туда собираются "уставшие от Вавилона". Вавилон в растаманской (и шире – в "радужной") мифологии – это мир социума, мир обязанностей, принуждения и наказания.
Что делают на "Радуге"? В основном сюда приезжают ради общения с людьми, у которых светлые и добрые глаза. Если вы улыбнетесь и пожелаете доброго Yтра "радужному" человеку, вам обязательно ответят тем же. Кстати, на "Радуге" всегда Yтро, поэтому приветствие подойдет в любое время дня и ночи.
Общаться можно на Кругу, где все собираются на пау-вау, в общей чайной, где вам предложат чаю (черного или зеленого) или какао (если есть), а также на стоянках. Стоянка – это несколько палаток, объединенных общим костром. Стоянки имеют названия: "Три топора", "Репатриация", "Глухая улитка". На кострах готовится пища, отдельно от общей кухни и, в отличие от последней, не всегда вегетарианская. У костра люди обмениваются опытом: как лучше ездить автостопом, как плести фенечки, расты или дредды. Здесь же делают "радужные" сувениры – магические предметы индейцев (особенно часто – ловушки для снов), а также поют и играют на всевозможных музыкальных инструментах. Очень популярны барабаны и дудочки. Музыка звучит постоянно, на Кругу по вечерам обязательно бывают концерты.
Кроме того, на "Радуге" происходят семинары, которые проводятся добровольцами. Они могут быть посвящены календарю майя, анастасиевским общинам, контролю за дурными мыслями, массажу, сыроедению и прочим любопытным вещам. Неформальный лидер "Радуги" Илу проводил по утрам на пляже йогу и пранаяму, по вечерам медитации, а также сеансы холотропного дыхания.
Живут "радужные" люди в основном в палатках. Те, у кого есть места, "вписывают" к себе беспалаточных, приобретая таким образом новых друзей. Многие живут в типи – это индейские жилища, которые нынче шьют из брезента. Внутри типи разводят огонь, и разместиться там могут до 10-11 человек. Есть общее типи, где происходят концерты и медитации, и детское типи, где добровольцы занимаются с детьми. На "Радуге" много детей, есть и люди в возрасте, но основной контингент – молодежь от 15 до 25. Все одеты весело, с чудинкой, а порой и с по-настоящему художественной фантазией. Когда жарко, процветает нудизм, но он не является обязательным: это просто средство сближения с природой.
Питаются на "Радуге" либо самостоятельно, на стоянках, либо на пау-вау. Пау-вау – это индейский клич общего сбора племени, он используется для созыва "радужных" людей на Круг, где происходит раздача еды с общей кухни. Вначале все становятся в Круг, берутся за руки и поют ОМ. Участие в пении – дело сугубо добровольное, можно сидеть за Кругом и не петь, но при этом требуется соблюдать тишину. Если ты болен, можно сидеть внутри Круга – считается, что энергетика ОМ способствует выздоровлению. Насчет эффективности лечения не знаю, врать не буду. Однако чувство радостного единения со всем миром, которое тебя охватывает, когда вибрации всеобщего пения проходят сквозь все тело через сцепленные руки, ни с чем не сравнимо.
После пения следует обсуждение общих проблем: любой из присутствующих может взять "Токин стик" (Палку-Болталку) и сообщить то, что ему кажется важным. Обычно это объявления о семинарах, концертах, просьбы найти потерянную вещь или сообщения о находках, поиск попутчиков или "вписки" в каком-нибудь городе. Обсуждаются и общие "радужные" проблемы: загрязнение леса (надо использовать общие туалеты либо ходить в лес с лопаткой, что не всем нравится), алкоголь, призыв добровольцев на общую кухню. После обсуждения раздают еду из общих котлов, следом идет Илу с Магической Шляпой, куда следует кидать деньги для кухни. Если денег нет, можно просто дотронуться рукой до шляпы, положив туда кусочек позитива.
Все, кто пишет о "Радуге", скрупулезно отмечают ее недостатки. Это верный признак того, что "радужные пиплы" стремятся к несбыточному. Действительно, "Радуга" для многих – мечтаемый образ жизни, приближение к светлому идеалу, поэтому всякое отступление от него воспринимается как покушение на святое. Особенно раздражает нарушение законов "Радуги" "олдовых" – тех, кто приезжает каждый год с основания фестиваля в начале девяностых. Другие, "пионеры", в основном молодежь, как правило, неплохо устроенные и не бедные, приезжают отдохнуть и расслабиться, ведь создание и поддержка своего статуса в Вавилоне – тяжкий труд. Пионеры, как правило, осознают, что мир "Радуги" не тождествен их обычной жизни, что это игра в сбывшуюся мечту. Здорово, что можно вообразить себя в мире любви и доброты, окунуться в него, но реальность с ним несопоставима.
"Радугу" часто обвиняют в недостатке организации (отсутствие руководителя, негативное отношение "радужных" людей к любым попыткам контроля и руководства). Но ведь туда едут именно за этим: чтобы побыть в условиях отсутствия карательно-принудительной системы организации общества, чтобы оказаться там, где законы соблюдаются по велению сердца, а не из страха наказания. И потом, отсутствие специальной организации и формального лидерства – один из основных принципов "Радуги". Ее проведение – плод усилий многих энтузиастов, и информация о ней распространяется частным образом, через личную почту и при встречах.
Еще один негатив "Радуги" – пьянство. В принципе употребление алкоголя там запрещено, но в русской среде такое запрещение действует сами знаете как. Говорят, год назад на Кокшаге Илу не позволил пройти на территорию "Радуги" людям, несущим бутылки с самогоном. Самогон был вылит в реку. Здесь же, в Карелии, я видела только одного пьяного, и это был местный, т.е. не радужный пипл.
Особый вопрос – наркотики. Они тоже запрещены. Но попробуйте запретить растаману траву! Он курит и будет курить, хотя большинством подобная практика не приветствуется. Еще суровее осуждаются грибы и кислота.
Многие замечают спонтанную агрессивность "радужных" людей взамен декларируемой доброты и всеобщей любви. Бывают также случаи воровства. Но, по-моему, следует скорее удивляться тому факту, что всего этого так мало там, где отсутствуют милицейские строгости. Светлого и радостного действительно гораздо больше. В конце концов, "Радуга" – это такой летний праздник, неформальный и не слишком организованный, но веселый и счастливый.