|
Не знаю, как юные поляки, но у советских детей для того времени странно короткие серии шли на ура. И в дни, когда под бодрую музыку на черно-белые экраны выкатывал советский танк Т-34 "Руди" ("Рыжий") с бортовым номером 102, все игры в войну так или иначе были завязаны на сюжетах из фильма. А какой-нибудь пацан, который мог предоставить для игрищ беспородную Жучку или Бобика, имел весомый бонус в плане выбора персонажа.
Но вернемся в Польшу наших дней... За сорок лет егегодных показов танкисты завоевали неувядаемую славу, причем в детских душах. Поначалу эти серии о боевом пути экипажа "тридцатьчетверки" в составе командира Ольгерта, швейковатого Гуслика, галантного и застенчивого одновременно Григория, жизнерадостного Янека и четвероногого Шарика показывали в разное время. Итог: демонстрация "Танкистов и собаки" в Yтренние часы просто срывала школьные занятия по всей стране. По многочисленным просьбам учителей демонстрацию фильма было решено перенести на летние каникулы. Из года в год.
Как всегда, вмешалась политика и неистребимое желание переписать, переиграть, переснять историю. Дело в том, что с немецко-фашистскими захватчиками сражались две польские армии – Армия Крайова и Армия Людова. Но если первая вела партизанскую борьбу на территории страны и подчинялась польскому правительству в Лондоне, то другая, ставшая потом Войском Польским, шла освобождать страну с востока, вместе с Советской армией.
Ветераны Армии Крайовой возмущались, ведь культовый сериал не о них… Первый канал приводит слова одного из ветеранов, Тадеуша Филипковского, заместителя председателя объединения "Армия Крайова": "Нас возмущает то, что немцев показывали, как банду идиотов. А это была очень сильная армия в мире, победить ее было трудно. А банду идиотов и дети могут победить. Не показан трагизм войны, в фильме война - как приключение".
Войцех Семен, актер, сыгравший в сериале одну из самых веселых и негероических ролей – повара-капрала, - партизан, чья семья погибла в лагере Аушвица, даже не раздумывал, когда получил приглашение на съемки. Он сравнивает своего героя с Василием Теркиным и гордится им. А в кинологическом полицейском центре в Варшаве есть целый стенд, посвященный, без преувеличения, самой знаменитой польской собаке.
Ветераны Армии Людовой считают запрет фильма политической цензурой и большой глупостью. "Все их потуги принизить роль событий и фильма говорят о том, что они не могут убедить общество, что их точка зрения на события 62-летней давности правильная", - говорит Ярослав Счежепаньский.
Интересны в этой связи два мнения из многих, которые в связи с запретом приводит "Комсомольская правда - Украина".
Семен ГЛУЗМАН, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины:
"В каждой стране найдутся те, кому нравится запрещать прошлое. При диктатуре это невозможно. А демократия позволяет иметь голос даже неумным людям… Думаю, в Польше при президенте Квасьневском такого бы не произошло, ограничились бы дискуссией. Но как можно отменить прошлую жизнь миллионов граждан? Это глупо".
Степан БАНДЕРА, журналист, внук лидера ОУН*:
"Забывать или редактировать прошлое под настоящее - ошибочный путь. Так никогда мы не найдем истину".
* Организация запрещена на территории РФ