Родители гробят малышей, отказываясь от прививок

Читать в полной версии →
Аргументация противников вакцинации убийственна во всех смыслах этого слова. Якобы оспу победили не прививки, а то, что люди стали мыть руки. Вакцина от гепатита В неизбежно приводит к раннему рассеянному склерозу. Ну, и в том же духе




Реформа системы педиатрической помощи в стране, которая фактически должна была упразднить отечественную педиатрию, забуксовала. Врачи не хотят становиться специалистами общей практики. Может, это и к лучшему, потому что система российской педиатрической помощи – одно из подлинных достижений нашей медицины. Но очередная проблема пришла, откуда не ждали.

Врачи-педиатры бьют тревогу: родители начали отказываться от обязательной вакцинации (иммунизации) детей. Число отказников подсчитать сложно, такая статистика просто не ведется. При этом польза прививок доказана давным-давно, и серьезным специалистам в голову не приходило спорить с практикой вакцинации.

Важно рассказать об истории возникновения зловещей "моды". В конце 1980-х годов в СССР появилось несколько деятелей, отколовшихся от классической медицинской науки, которые утверждали: вакцинация вредна для малышей. Первая волна отказов пришлась на начало 1990-х годов. Результат – скачок младенческой смертности от дифтерии. При этом даже во времена тотального развала и недофинансирования медицины в 1990-е годы государственная вакцинация детей не прекращалась ни на день. Во многом поэтому у нас сегодня наблюдается сравнительно низкий уровень смертности от той же дифтерии и туберкулеза у детей. Но сейчас Россию накрывает вторая волна родительских отказов. "Идет процесс разрушения основ научного сознания, – рассказывает врач-педиатр Вадим Бондарь, создатель некоммерческого ресурса "Педиатрикс.Ру", ставящего своей задачей помощь и просвещение пациентов. – Люди начали верить откровенным шарлатанам".

Действительно, аргументация противников вакцинации убийственна во всех смыслах этого слова. Якобы содержащиеся в вакцинах микроскопические следы ртути приводят к аутизму. Или, например, оспу победили не прививки, а то, что люди стали мыть руки. А вакцина от гепатита В неизбежно приводит к раннему рассеянному склерозу. Ну, и в том же духе.

"Спорить с ними бесполезно, – продолжает Бондарь. – Наука доказывает, что следовое количество ртути неопасно, они отвечают: опасно. Кстати, сейчас от использования ртути в части вакцин отказались вовсе, но они все равно не унимаются. Рассеянный склероз стали выявлять раньше, так как появились новые технологии диагностики, а нам говорят – нет, это потому, что колют вакцины. Некоторые из них договорились до того, что оспы вовсе не было". Противники вакцинации любят ссылаться на одно (всего одно) проведенное исследование в России, результаты которого довольно спорны, и какие-то англоязычные работы, которых никто в глаза не видел ни на Западе, ни здесь.

Основными зачинателями пропаганды против обязательной вакцинации стали Галина Червонская из негосударственной организации с пышным названием "Российский национальный комитет по биоэтике", а также российско-израильский гомеопат Коток, написавший в 2004 г. эпохальный труд "Беспощадная иммунизация". Их последователи, по мнению Вадима Бондаря, в первую очередь, люди с психическими отклонениями. Часть из них уже оформляется в подобие сектантского объединения.

Пока доверчивые или не совсем адекватные граждане подвергают родных детей смертельной опасности, противники прививок издают большими тиражами книги и читают платные лекции. Они нашли свою экономически прибыльную нишу.

Насколько опасен отказ от прививок, на примере туберкулеза нам разъяснил врач-фтизиатр Сергей Александрович Стерликов из НИИ Фтизиопульмонологии ММА им. Сеченова. Еще в роддомах всем родившимся положена прививка БЦЖ, цель которой – снизить смертность от туберкулеза. Привитый БЦЖ ребеночек все равно может заразиться туберкулезом, но болезнь протекает в легких формах, и часто организм сам побеждает опасное заболевание. Исключения должны делаться только по медицинским показаниям (например, эпилептический синдром и т.п.). "Но каждый Буратино сам себе злобный враг", - мрачно шутит Сергей Александрович. Последнее время он фиксирует в своей практике последствия родительских отказов от прививки БЦЖ. Страшные последствия – туберкулез младенцев. Мне показывают рентгеновские снимки: на них у двух детей, шести и десяти месяцев от роду, по одному легкому. Второе было поражено болезнью и спалось.

Насколько актуален туберкулез сегодня, можно судить по следующим цифрам. В 2004 г., согласно официальной статистике, уровень заболеваемости туберкулезом впервые за долгие годы пошел вверх. Тогда он был равен показателю в 84 больных на 100 тыс. населения. К ним Сергей Александрович советует прибавить неизвестное количество мигрантов, не обследующихся у фтизиатров, а медицинские книжки зачастую просто покупающих; энное количество бомжей, среди которых уровень заболеваемости достигает 50%, и некоторое количество граждан из маргинальных слоев населения, также не стремящихся попасть на прием к врачу. По подсчетам специалиста, на каждую тысячу россиян приходится один больной туберкулезом. Другими словами, свой "тубик" есть в каждом дворике большого города, в каждом поселке или крупном селе. И после этого кто-то еще смеет заявлять, что прививаться от туберкулеза вредно...

А что же закон, спросите вы. Законы в отношении вакцинации в России противоречивы. Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 1998 г. устанавливает обязательность девяти прививок для детей. В то же время у россиянина есть законное право на отказ от медицинской помощи, а в случае с ребенком это право закрепляется за родителями. С другой стороны, Семейный кодекс РФ устанавливает, что родители обязаны заботиться о своих детях. Обязательные прививки, по идее, входят в понятие этой заботы, но ни одного взрослого еще не привлекали к ответственности за отказ от вакцинации ребенка.

Мы беседовали с Бондарем и Стерликовым на втором этаже одного из лечебных корпусов больницы. Прямо под нами – палата, в которой лежит ребенок, заболевший дифтерией. Его мама наслушалась антипрививочной пропаганды и отказалась от вакцинации. Теперь у нее сильнейший стресс и чувство вины, а ее ребенок – на грани жизни и смерти.

Выбор читателей