"Крок" доплыл до фарватера

Читать в полной версии →
На анимационном фестивале "Крок" закончился показ конкурсной программы. Откровений и открытий среди работ дебютантов не было, но общий профессиональный уровень не разочаровал


ФОТО: animator.ru



С развитием высокий технологий в анимацию плотно и, по-видимому, навсегда вошел компьютер, а сама анимация вошла в моду. То, к чему так привык наш глаз – заставки, "флэшки", рекламные ролики и даже целые мультфильмы, – делают именно аниматоры. Никакая студия "Союзмультфильм" не справится с таким объемом, который необходим сегодня для нужд медиаиндустрии. В связи с этим особенное внимание участников фестивалей уделяется успехам и достижениям специалистов в области компьютерной анимации.

На сегодня уровень и количество работ в технике 3D, что стало особенно заметно на нынешнем дюбютантском "Кроке", заметно выросли, а среди публики и критиков наблюдается неподдельный интерес к этому жанру. Довольно забавно было наблюдать, как маститые критики, вроде Кирилла Разлогова, плывущего с нами на теплоходе по Каме, на послепросмотровых обсуждениях отдавали явное предпочтение новейшим тридэшкам, тогда как ваш обозреватель, вкупе со многими хорошо знакомыми с Интернетом журналистами, находили ленты подобного рода вовсе бессмысленными. Но я совсем не исключаю, что именно такие ролики, вроде португальского "Mapping Al Pacino", получат специальный приз. Даже Юрий Норштейн, который всегда и во всех обсуждениях отстаивает ручной труд аниматора против машинного и всячески обличает тех, кто не умеет рисовать иначе, чем с помощью мыши, отмечает возросший уровень, или, вернее сказать, особый мир новейших технологий.

Посмотрев почти всю программу конкурса студенческих и дебютных картин, я смог сделать и другой вывод: если речь не идет о сделанных на компьютерах роликах, где иностранцы дают нашим огромную фору, уровень российских картин повыше. Видимо, школа у нас покрепче, и пока живы мэтры, обучение российских студентов премудростям мультипликации идет лучше, во всяком случае, что касается авторского кино.

Очень достойно смотрятся на общем фоне работы начинающих режиссеров студии "Пилот" (в конкурсе есть "Шиш" Марины Карповой, фильм из проекта "Гора самоцветов") или питерские "Колыбельные мира". Они сделаны на принципиально ином профессиональном уровне, чем большинство студенческих работ. Взять хотя бы проект Елизаветы Скворцовой с ее трехминутными роликами на колыбельные песни для детей – эту дебютную работу, надо сказать, достойную похвалы критика, мы скоро увидим на телевидении, и, поверьте, она никого не оставит равнодушным.

Вместе с тем, безусловно, для всех причастных к анимации людей подобные "Кроку" фестивали дают уникальную возможность познакомиться с новейшими течениями в этом одном из самых сложных жанров визуального искусства. Довольно странно наблюдать такие, например, тенденции, как тотальная "депрессивность" в западной авторской мультипликации и ее антипод в российской или украинской. Фильмы молодых иноземцев почти сплошь про смерть и ужасы, наши – трогательные или смешные истории. Размышляя над этим несоответствием, ничего иного в голову не приходит, как решить, что происходит психологическая инверсия. Когда у тебя в солнечной Испании или Франции почти все в жизни хорошо и проблемы лежат в основном в сфере внутренних переживаний, на свет появляются рисованные или пластилиновые монстрики или с экрана ушатами льется липкая кровь, вынося на поверхность душевное состояние рефлексирующего автора. Когда живешь в стране, где каждый второй потраченный на производство доллар вынимается чуть ли не из собственного кармана, а власть в любую секунду может смениться на демократию а-ля Лукашенко, хочется смеяться и шутить. По-видимому, эта тенденция сохранится надолго – так, во всяком случае, дело обстоит в некоммерческой мультипликации. И когда Норштейн, сидящий на каждом показе безвылазно по нескольку часов в день, отмечает, что не очень завидует членам жюри, имея в виду общий антигуманный пафос большинства работ, вспоминается прошлогодний фестиваль, где жюри под его председательством решало практически ту же самую задачу: присудить Гран-при комедии или психодраме. Выбор все же пал на американский шедевр Игоря Ковалева "Молоко" – ленту, после которой настроение улучшиться не может.

Сейчас, поскольку до присуждения призов еще несколько дней, рассказывать о конкретных лентах-победителях рано: когда мы будем подводить итоги "Крока", я подробно расскажу о наиболее ярких работах.

Благодарим радиостанцию "Эхо Москвы" за помощь в подготовке материала"

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей