|
С дипломатами вели беседу государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе, заместитель министра иностранных дел Гиоргий Манджгаладзе и заместитель министра обороны Мамука Кудава. Они представили дипломатам "новые данные по ситуации в ущелье", а также обсудили с ними вопрос проведения международного мониторинга верхней части Кодорского ущелья после осуществленной там спецоперации.
По окончании встречи первый заместитель главы Минобороны Мамука Кудава заявил буквально следующее: "Грузия имеет суверенное право легально ввести в верхнюю часть Кодорского ущелья тяжелую технику, то есть танки, бронетранспортеры и так далее, но мы не планируем этого делать". Кроме того, по словам заместителя Окруашвили, Тбилиси принял решение, что мониторинг Кодорского ущелья будет проводиться исключительно силами военных наблюдателей ООН. "Суверенное право Грузии - впустить тех наблюдателей для мониторинга, кого мы считаем объективными", - заявил М.Кудава. И добавил, что российских миротворцев Грузия объективными не считает.
Впрочем, чиновник от Минобороны пояснил, что ничего против участия в мониторинге российских дипломатов не имеет, поскольку грузинские власти планируют допустить в ущелье представителей дипломатического корпуса, аккредитованных в Тбилиси.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Гиоргий Манджгаладзе заявил о том, что "грузинская сторона не нарушала ни одного пункта Московского соглашения 1994 года". "Сейчас в верхней части Кодорского ущелья нет тяжелых сил, там только небольшие силы инженерных войск для восстановления инфраструктуры. К тому же верхняя часть ущелья не входит в так называемую зону безопасности, и, согласно Московскому соглашению, у Грузии есть суверенное право допускать или не допускать в ущелье наблюдателей ООН или КСПМ. Ни о каком ограничении допуска речи не идет, речь идет о законных действиях Грузии. Вся процедура мониторинга должна быть согласована со сторонами", - заявил Г. Манджгаладзе. По его словам, появление в верхней части ущелья российских миротворцев "только дестабилизирует обстановку".
Стоит напомнить о п. 2.4 Московского соглашения 1994 г., где сказано, что "под контролем представителей сторон из Кодорского ущелья будет осуществлен отвод войск Республики Грузия в места их дислокации за пределами Абхазии. Одновременно в Кодорском ущелье будет организовано регулярное патрулирование миротворческих сил и международных наблюдателей".
Накануне по абхазскому телевидению выступил лидер республики Сергей Багапш, который обратился к России и ООН. Абхазия по-прежнему требует от Грузии вывода войск из Кодорского ущелья и обеспечения его объективного мониторинга. "Абхазская сторона призывает Организацию Объединенных Наций, Российскую Федерацию, как содействующую сторону, и Группу Друзей генерального секретаря ООН потребовать от грузинской стороны, в соответствии с Московским соглашением, начать незамедлительный вывод вооруженных формирований из Кодорского ущелья", - заявил Сергей Багапш.
Абхазский МИД также выступил с заявлением. При попустительстве международного сообщества региональная политика Грузии приобретает крайне неконструктивный, агрессивный и нестабильный характер, говорится в нем.
"МИД Абхазии разделяет опасения США относительно обострения ситуации в верхней части Кодорского ущелья Абхазии и призывает США, используя все возможные политические механизмы, обязать грузинскую сторону к выполнению взятых на себя обязательств в рамках переговорного процесса, в частности - базового Московского соглашения от 14 мая 1994 года. Факт нарушения данного Соглашения был подтвержден Миссией ООН и Российской Федерацией, являющимися основными участниками переговорного процесса", - в частности, отмечается в комментарии МИД Абхазии.
"Высоко оценивая действия полицейских сил Грузии под руководством министра обороны по искоренению источника преступности и дестабилизации в верхней части Кодорского ущелья, представителям США необходимо было подчеркнуть, что усиление этого источника преступности осуществлялось правительством Грузии и что все оружие, изъятое в Кодорском ущелье грузинскими силовыми структурами в ходе военной операции, в свое время было выдано Министерством обороны Грузии отряду Квициани "Охотник" для использования против Абхазии", - говорится в комментарии Министерства иностранных дел республики Абхазия.
"Необходимо также отметить, что в политике современной Грузии прослеживается закономерная тенденция искусственно создавать проблемы, затем бороться с ними, создавая новые проблемы. Когда же Грузия не способна решать свои проблемы, она винит в этом других", - отмечается в заявлении.
Накануне грузинский телеканал "Имеди" показал эксклюзивное интервью Эмзара Квициани, неповиновение которого официальному Тбилиси и стало причиной военно-полицейской операции в Кодори. Или поводом, что вернее. Собственно, об этом говорит сам Квициани. Он заявил, что не собирается покидать Грузию, находится на ее территории и готов вести вооруженную борьбу с властями. Сделанные ранее заявления грузинского руководства он назвал просто смешными. "Заявления о том, что я и мои люди находились в окружении, были просто смешны. У Грузии действительно очень хорошая армия, в которой служат отличные ребята, но они не имеют никакого понятия о топографии, тем более в условиях такого сложного ландшафта, как Кодори. А хуже всего то, что, к сожалению, у этих ребят негодный главнокомандующий, который совершенно ничего не понимает в военном деле", - заявил Квициани. "Властями Грузии делаются заявления о том, что я ранен, убит, прячусь в пещерах, нахожусь в окружении, бросил людей и сбежал в Сухуми. Раз вы меня сейчас видите, значит, я жив, из этого следует, что все разговоры этих людей – ложь. Я не собираюсь покидать Грузию", - сказал Квициани.
17-18 августа в Москве планируется проведение очередного заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Там тоже много проблем, урегулированию которых Грузия все последние годы скорее препятствует, нежели помогает. Корреспондент "Yтра" поинтересовался у официального представителя республики Южная Осетия в России Дмитрия Медоева, что он думает по поводу ситуации в Кодорском ущелье.
"Статус Кодорского ущелья определен давно и обсуждению не подлежит. Кодорское ущелье является неотъемлемой частью Абхазии. И тем более без участия абхазских органов власти в каких бы то ни было международных операциях обсуждение это невозможно. С сожалением можно констатировать, что действия руководства Грузии в Кодорском ущелье не ведут к налаживанию диалога и цивилизованных отношений и в корне не способствуют решению спорных вопросов. Идея так называемого мониторинга и тем более размещения так называемого "правительства Абхазии в изгнании" является абсурдом", - заявил Дмитрий Медоев.