ФОТО: AP |
За несколько часов до начала игры я по какой-то надобности заглянул на сайт Российского футбольного союза и обнаружил там весьма любопытный вопрос, на который предлагалось ответить болельщикам. Любопытной мне показалась уже сама постановка вопроса: "Какое из нижеперечисленных качеств в большей степени поможет Гусу Хиддинку добиться успехов в работе со сборной России?". Обратите внимание на полное отсутствие какой-либо гипотетичности. Ну написали бы хоть "может помочь"! Но нет, успех Хиддинка, как видно, дело решенное: голландец добьется его непременно, осталось только решить, за счет какого именно своего качества.
Таковых качеств было предложено четыре на выбор:
- независимый взгляд на комплектование сборной России, объективная оценка возможностей каждого футболиста;
- богатейший опыт работы с различными сборными на чемпионатах мира, умение добиваться результата практически с любым подбором игроков;
- открытость, коммуникабельность Хиддинка, умение найти общий язык с игроками, болельщиками, журналистами;
- удивительное везение, которое сопутствует Гусу Хиддинку на протяжении всей его тренерской карьеры.
На момент моего посещения сайта проголосовали более трех с половиной тысяч человек. Полагаю, что число участников опроса постоянно росло, но в любом случае определенная статистическая картина уже сложилась. И показала, что примерно пятая часть болельщиков – идеалисты. Они выбирали два последних варианта, отмечая то, что, собственно, к футболу отношения не имеет. Что касается везения, то, честно говоря, вообще не могу припомнить, чтобы Хиддинку особенно везло. Где, когда? Может, в полуфинале ЧМ-1998, когда голландцы по пенальти проиграли бразильцам? Или в полуфинале Лиги чемпионов 2004/2005, когда "Эйндховен" уже в добавленное время пропустил от "Милана" гол, выведший итальянскую команду в финал? Или в матче Австралия – Италия на последнем чемпионате мира, когда, опять-таки в добавленное время, в ворота австралийцев был назначен более чем странный пенальти? Да уж, Хиддинк – тот еще везунчик.
Что же до его открытости и коммуникабельности, несомненно имеющих место, то едва ли они напрямую связаны с тактическим и техническим мастерством, обеспечивающим успех на поле. Тем более что в России Хиддинк с этими качествами останется в одиночестве: открытость, увы, не свойственна ни большинству наших клубных тренеров, на чью поддержку должен в своей работе опираться тренер сборной, ни руководителям РФС. Два дня назад, вспоминая поездку Хиддинка в Питер на матч "Зенит" - ЦСКА, мы отметили, как проявил свою неискренность президент РФС Виталий Мутко, зазывавший тренера на встречу с Валентиной Матвиенко. Тот эпизод, кстати, имел продолжение: Хиддинк, до той поры практически не общавшийся с Мутко (как известно, все переговоры с ним вел Роман Абрамович), решил поинтересоваться: а какое, собственно, отношение к футболу имеет президент РФС. Выяснилось, естественно, что никакого. Хиддинка такое открытие озадачило. Это мы с вами привыкли, что нашим футболом может руководить кто угодно – комсомольский или партийный работник, бизнесмен или администратор, а Хиддинк, видимо, придерживается иной точки зрения.
Отчего и сказал он Виталию Леонтьевичу со свойственной ему прямотой (за точность цитаты не ручаюсь, поскольку слышал только в пересказе, но суть должна быть верной): "Да, не знаю, как мы с Вами будем работать. Мало того, что Вы в футболе ничего не понимаете, так Вы еще и неискренний человек. Честно говоря, не нравитесь Вы мне. Но еще важнее то, что Вы не нравитесь моей жене, а у нее удивительное чутье на людей. Она мне сразу же сказала, что искренность – не Ваша сильная сторона. И теперь я вижу, что она, как всегда, оказалась права".
Впрочем, если после всего этого у вас возникло ощущение, что надолго Гус Хиддинк в нашей сборной не задержится, то спешу вас успокоить (хотя у меня, признаюсь, такое ощущение возникло в тот же момент, когда было объявлено об успешном завершении переговоров). Положенные по контракту два года голландец в России отработает точно, ибо Абрамович уже сполна с ним рассчитался: вперед заплатил и официально полагающиеся €2 млн в год, и все, о чем договорились они за закрытыми дверями, а уж это только им двоим известно. Надо признать, благоразумно поступил губернатор Чукотки. Может, он из своих источников знал, что голландская налоговая служба точит на Хиддинка зуб, и тому потребуются деньги, чтобы уладить вопрос? А может, просто понимал, что только полная предоплата позволит удержать тренера, когда тот столкнется с реалиями российского футбола?
Так уж получилось, что сегодня мы сосредоточили свое внимание только на двух из четырех предложенных на сайте РФС позиций, причем именно на тех, которые, по нашему же собственному утверждению, к футболу имеют весьма сомнительное касательство. А посему готов предположить, что читатель вправе задать вопрос: "Ну, а когда же собственно о футболе?". Сей вопрос полагаю абсолютно справедливым и обещаю вернуться к нему в ближайшие дни. Скажем, во вторник подойдет? Согласны? Тогда до скорой встречи.