ФОТО: Николай Калашников |
С уходом таких домов облик столицы, несомненно, изменится. А между тем самые обычные здания по прошествии некоторого времени могут превращаться из архитектурных несуразностей города в достоинства. Власти Москвы даже собираются сделать из последней пятиэтажки памятник эпохе.
Феномен типовой застройки – явление не новое. Потребность во вместительных домах для нового городского населения – пролетариата - возникла еще до революции. Тогда для будущего двигателя революции строили каменные и деревянные здания барачного типа, которые по-военному строго назывались казармами. Жизнь в казармах не была медом, более всего здания походили на общежития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но беднейшие представители вчерашнего крестьянства радовались и этому.
Революция вытеснила пролетариат из городов обратно в деревню, так как промышленность встала. Зато насильственная индустриализация и раскрестьянивание в 1920-х - 1930-х годах прошлого века вызвали небывало высокую потребность в дешевых типовых строениях. Москва снова зажила одной большой деревней.
Предшественники хрущевских пятиэтажек были более комфортные и просторные, но в основном двух- и трехэтажные. Понастроили их много, но до нашего времени сохранились лишь единицы. Парадоксально, но факт: в столице сохранилось больше малоэтажных строений XIX в., чем середины ХХ. И эти экземпляры, в нынешнем положении - архитектурные уникумы, вряд ли попали бы в поле зрения самых дотошных репортеров, если бы не группа энтузиастов-краеведов "Авском" (слово "Москва" наоборот), которые уже несколько лет исследуют необычные архитектурные достопримечательности нашего города и остальной России.
Первые представители малоэтажек для простого люда в конце 1920-х - 1930-х гг. были деревянными. Бревенчатые и щитовые постройки с минимумом внешнего декора, словно грибы после дождя вырастали на рабочих окраинах и в ближайших подмосковных поселках, которые потом войдут в черту города. В последующие годы их так же быстро сносили. В начале XXI в. последние из "деревянных могикан" можно увидеть на улице Петра Алексеева в Кунцеве, около бывшей фабрики Петра Алексеева и в усадьбе Узкое, где располагается санаторий Академии Наук, между Теплым Станом и Ясеневом.
После Великой Отечественной войны, по словам Николая Калашникова - лидера "Авксома", - власти всерьез озаботились малоэтажным строительством. Антизападная идеологическая направленность нашла свое отражение и в малоэтажной архитектуре. В те годы архитекторы обращались к отечественному архитектурному наследию.
"Типовые малоэтажные дома проектировались по образцу ампирных усадеб, которые строились в Москве после пожара 1812 года, - рассказал Николай Калашников. - Как и во времена Александра II, это были невысокие, но очень уютные домики простых форм, украшенные классическими ордерными деталями. Строить их старались ансамблями - так, чтобы одно здание дополняло другое. Во дворах у них, как правило, разбивали клумбы и строили фонтаны. К сожалению, дефицит качественных строительных материалов и не слишком высокое качество строительства предопределили участь этих домов. Несмотря на красивый вид, здания быстро ветшали, и их жители с нетерпением ждали переселения".
До наших дней в Москве сохранилось несколько полноценных ансамблей малоэтажных зданий 1940-х - 1950-х годов. Это крупные поселки Курьяново и Северный, вошедшие в городскую черту, дома на 1-й Владимирской улице (в Перове) и на улице Руставели, много таких зданий в кварталах Измайлова, еще целы они в бывших подмосковных городах Тушино и Люблино.
Собственно, "великая тайна" малоэтажек в том, что именно они, а не превратившиеся в символ эпохи хрущевки, стали первым опытом массовой типовой застройки. Хрущев, скорее, провел грамотную пиар-кампанию среди населения, навсегда оставшись в умах советских людей избавителем от коммуналок и бараков.
Свои, неизвестные большинству москвичей сокровища, есть и среди хрущевок. Как еще назвать дома в московском Свиблове, где снималась часть эпизодов культового фильма 1960-х - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". "Авксомовцы" чуть ли не по кадрам проследили неизвестную доселе историю с географией. Они нашли дом, который строили знаменитые Напарники, и даже детский сад, стоящий на месте двора, по которому "дикарь" Верзила бегал с копьем за Шуриком. История вершится на наших глазах: ставшая одной из ее достояний типовая застройка стремительно уходит в небытие. Спешите видеть!