|
Объем невозвращенных долгов уже перевалил, по официальным данным на 1 июня, за $1 млрд, или 2,5% от размера выданных потребительских кредитов. По независимым экспертным оценкам, положение еще более серьезное. "Приведенные цифры не раскрывают истинного положения дел, поскольку реальный процент просроченных и, соответственно, невозвращенных банковских кредитов гораздо больше", – поясняет "Yтру" аналитик компании "БрокерКредитСервис" Денис Мухин. Уровень просрочки стремительно растет, и хотя, как считает Мухин, до настоящего кризиса еще далеко, проблема возврата денег уже сегодня становится головной болью для российских банкиров. Неудивительно поэтому, что растет спрос на так называемые коллекторские услуги, суть которых - в выбивании невозвращенных кредитов. Эта уже давно принятая на Западе, вполне законная практика грозит в России из-за правового вакуума быстро переродиться в разгул криминала, отмечают "Новые Известия".
Методы борьбы с "невозвращенцами" предлагаются разные. Так, на днях президент Ассоциации региональных банков России Алексей Мурычев предложил приравнять невозврат гражданами кредитов к уголовному преступлению со всеми вытекающими. Однако поддержки в банковском сообществе эта инициатива, кажется, не нашла: подобные драконовские меры только отпугнут клиентуру, а она банкирам нужна как воздух.
"Лучший способ борьбы с невозвращением кредитов – это грамотный риск-менеджмент у банка. То есть работа по оценке клиентов должна производиться таким образом, чтобы в дальнейшем с ними не было проблем", – полагает Андрей Мухин. Впрочем, ужесточать до бесконечности проверку кредитоспособности клиентов невозможно, у нас и так уже ходит шутка, некогда популярная в США: чтобы получить кредит, нужно сначала доказать, что вы в нем не нуждаетесь.
Собственные банковские службы безопасности при работе с проблемными заемщиками демонстрируют все меньшую эффективность. Как отмечают "Новые Известия", методы их работы строжайше ограниченны, и дело, как правило, не идет дальше уговоров. В основном по телефону, реже – при личных встречах. Добиться очного свидания с недобросовестным заемщиком получается далеко не всегда: по вызову он не является, а на звонок в дверь не реагирует – кому нужны неприятные разговоры? А дальше них дело не идет. Профессионалы уверяют, что бейсбольные биты и раскаленные утюги не их методы. Да и руководство банков боится этого как огня, ведь достаточно малейшей утечки информации, и доверие к кредитному учреждению будет подорвано так, что его придется закрывать.
Впрочем, банкиры все больше предпочитают доверять эти пикантные дела другим профессионалам. Уже два года как в стране появились коллекторские агентства – компании по выбиванию денег из "невозвращенцев". Правда, их вознаграждение, по экспертным оценкам, доходит до 90% от суммы задолженности клиентов, но банкиров это не останавливает.
Коллекторы уверяют, что все их действия по выбиванию долгов абсолютно законны. Они постоянно названивают неплательщикам, добиваются встреч, иногда приезжают домой по адресу, указанному при оформлении документов. Звонить они могут, впрочем, не только домой, но и на работу или родственникам. Практика показывает, что и психологического давления, как правило, бывает достаточно, заявляют профессионалы. Большинство скорее предпочтет заплатить за пылесос, чем рисковать проблемами с начальством.