ФОТО: AP |
Вначале Франция была боевита как никогда, даже американцы не могли сравниться по уровню риторики с воинственностью президента Жака Ширака. Однако вскоре французы быстро "понизили профиль", отойдя с своего плана по отправке 3,5-5 тыс. солдат (которые должны были показать "Хезболле" кузькину мать по-французски) и командования контингентом. Практически все бразды в этом последнем вопросе были отданы итальянцам. Дело уже было дошло до того, что французы собрались отправить 200, а то и 50 "экспертов" – военных инженеров, явно далеких от намерения подставлять свои "голубые каски" под пули боевиков.
Узнав о французской ветрености, в ООН схватились за голову. Там рассчитывали, что еще до 28 августа в Южном Ливане уже будут размещены, по крайней мере, первые 2 тыс. французских парашютистов. Изменения в позиции Парижа привели в замешательство и Вашингтон. Президент Джордж Буш связался по телефону с Жаком Шираком и настойчиво порекомендовал ему не сокращать размер французского вклада в ООНовский контингент. Президент Франции отреагировал на эту рекомендацию прагматично – телефонными звонками руководителям Италии, Турции и Финляндии, призвав их в свою очередь послать войска в Южный Ливан.
Однако, судя по всему, предполагаемые участники международных сил ООН очень решительно намерены следовать примеру Франции. Об этом предупредил Париж руководитель операций ООН по поддержанию мира Жан-Мари Гуенно (к слову сказать, тоже француз). "Отныне Бельгия, Португалия, Германия и Испания будут ждать, как поступит Франция", - уверяет французская газета "Журналь дю диманш". Позже в Париже, проявив поистине недюжинную "военно-политическую корректность", заявили: Франция может еще изменить свою позицию при условии, что в миротворческих силах ООН будет численное равенство между контингентами европейских и мусульманских государств. Но руководство Израиля высказалось против участия в миссии ООН солдат Малайзии, Бангладеш и Индонезии, так как эти страны не имеют дипотношений с Израилем. После этого и в Риме предупредили, что если Франция ограничит свое участие двумя сотнями саперов, то Италия не отправит на юг Ливана обещанные 3 тыс. солдат. "Я не пошлю итальянских солдат на верную гибель", - заявил Романо Проди . "Если Италия окажется единственным участником миротворческих сил в Ливане, то лучше от этой затеи отказаться", - вторит своему премьеру итальянская газета "Коррьере делла сера".
И тут Парижу вдруг снова захотелось покомандовать, перехватив инициативу у Рима. Число потенциальных французских миротворцев резко возросло. При этом французский президент поставил под сомнение отправку в Ливан 15 тыс. солдат, назвав его "нелогичным". По его мнению, это число завышено. Ширак отметил, что в Ливан достаточно отправить в общей сложности от четырех до шести тысяч военнослужащих. В чем же причина столь резкой смены в настроении французского руководства?
Начать, наверное, стоит с того, что у французского руководства вырос огромный "зуб" на соседствующую с Ливаном Сирию, являющуюся по совместительству одним из спонсоров "Хезболлы". В 2005 г. люди президента Сирии, выполняя задачу по устранению тогдашнего ливанского премьера Рафика Харири, не приняли в расчет некоторые экономические детали, чем сильно подвели своего шефа, Башара Асада. После гибели Харири, автомобиль которого взорвали несколькими сотнями килограммов взрывчатки, выяснилось, что погибший был не только фаворитом саудовского двора, но и "личным другом" президента Франции.
Когда Харири приезжал в Париж, то он никогда не забывал зайти выпить кофе к "своему другу Жаку". Ливанский миллиардер не отказывал Шираку в помощи, а заодно и в деньгах. "Каждый должен поддерживать друзей - это как в пустыне, где от тебя может зависеть жизнь другого человека", - любил говорить Харири. Его гибель стала для Ширака личной трагедией. Люди, хорошо знающие французского президента, утверждают: никогда, даже из соображений политической целесообразности, Ширак не прощал тех, кто был против его друзей. Именно эта ошибка людей Башара Асада вдруг сдружила США и Францию. Срочно исправляя ошибку, Асад увел Сирию из Ливана, понадеявшись, что это успокоит Вашингтон и Париж. Но это не сработало. Затаивший обиду Ширак решил воспользовался ливанским конфликтом для того, чтобы наказать Дамаск. Ведь через сирийскую территорию шли караваны с оружием к боевикам в Ливане, что предоставляло Парижу хороший повод поквитаться за гибель друга.
Впрочем, очень быстро выяснилось, что в игре активнейшим образом участвует другое государство, с которым Парижу портить отношения никак нельзя. Французы забыли о военном союзнике Сирии, основном спонсоре "Хезболлы" – Иране. А когда Тегеран им напомнил о своем существовании, запаниковали. Нет, нет, Париж пока не очень опасается иранского атома. Дело в другом – в деньгах...
Шабтай Шавит, возглавлявший израильскую разведку МОССАД в период 1989-1996 гг, заявил, что изменение позиции Франции, собиравшейся и передумавшей послать в Ливан огромный контингент своих солдат, было вызвано экономическими причинами. Одна из которых - давление Тегерана, запугавшего Париж прекращением реализации проекта Renault.
Известно, что в ноябре 2003 г. иранской Организацией развития и восстановления промышленности с одной стороны и французским авто-концерном Renault - с другой был подписан окончательный договор о производстве в Иране автомобилей марки "L-90". На этот год запланировано начало производства машин. Стоимость базовой модели "L-90" составит € 7,5 тыс., а план производства - 300 тыс. машин в год. Так себе, скромный проект на € 22,5 миллиарда. Заметим, что за период с сентября 2004 г. по май 2005 г. компанией собрано около 59 тыс. автомобилей данной марки на заводах "Дасиа" в Румынии, "Автофрамос" в Москве, в Марокко и в Колумбии.
В апреле 2006 г. власти Ирана уже раз припугнули Францию, объявив, что реализация проекта фирмы Renault будет приостановлена. Однако в конце июня 2006 г. информационная служба автомобилестроительной группы "Сайпа" сообщила ИРНА, что 21 июня с конвейера автомобильного завода ее дочерней компании Pars Hodrou сошел первый легковой автомобиль "L-90", полностью изготовленный иранскими специалистами в соответствии с нормами и требованиями компании Renault. По плану поточное производство автомобилей должно начаться с иранского месяца "мехр" (23.09.06 – 22.10.06). Осуществление проекта полностью зависит от решений Министерства промышленности и рудников Исламской республики. Кстати, еще одним достижением Pars Hodrou в прошлом году стало начало выпуска cедана Пежо–206 "Ариян", 60% комплектующих которого изготавливаются в Иране. "Ариян" планируется экспортировать в 37 стран мира. Машина является плодом сотрудничества автоконцерна Pars Hodrou с французским Peugeot.
Иными словами, у Парижа есть весьма весомые причины для того, чтобы принимать во внимание позицию Тегерана. Так, именно Иран сумел за короткое время уже несколько раз заставить Францию поменять свое мнение в вопросе отправки своих солдат в Ливан. Ситуация было изменилась, когда Италия захотела занять место Франции. Итальянцы, наравне с немцами, считаются наиболее произраильски настроенными в Европе. Этот вариант, видимо, пришелся совсем уж не по вкусу Тегерану, и Парижу вновь пришлось демонстрировать свою боевитость. Впрочем, французским солдатам будет не в пример легче в Ливане чем, например итальянским.
Почему? Процитируем слова Трада Хамаде, ливанского министра труда от партии "Хезболла". В интервью корреспонденту Liberation он призывал Францию более активно участвовать в миротворческой миссии. "Мне хотелось бы, чтобы Франция играла ведущую роль в усиленном контингенте UNIFIL. Франция всегда была другом Ливана, всех ливанских общин, считая шиитов, и всех ливанских политических партий, включая "Хезболлу". Многие в "Хезболле" разделяют это мнение. Франция хорошо знает внутреннюю политическую игру в Ливане и поддерживает ливанский национальный диалог по поиску решения относительно вооружений "Хезболлы". Вот почему мы – не враги, мы находимся в дружественных отношениях", - заявил Хамаде.
Несколько дней спустя после этого интервью Париж вновь объявил о своей готовности ввести своих солдат в Ливан и возглавить международный контингент.
Многоликие миротворцы ООН в Ливане. Фото